Категории секретарей. Профессиональные требования к различным категориям.
Сегодня в организациях и на предприятиях различной организационно-правовой формы существует достаточно много разновидностей секретарской профессии.
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г.) должность секретаря дается с дополнениями: секретарь-машинистка, секретарь незрячего специалиста, секретарь руководителя, секретарь-стенографистка, ученый секретарь. Так же в организациях и на предприятиях встречаются и другие разновидности должности секретаря, например, секретарь- оператор на телефоне, технический секретарь, секретарь структурного подразделения, секретарь-референт, секретарь коллегии. Круг обязанностей различного секретарского персонала очень разнороден. Всех их отличает большое разнообразие функций, комплекс обязанностей и прав, различных требований к образованию, опыту работы и навыкам.
Многие специалисты пытаются сформулировать перечень квалификационных требований к современному секретарю. Наиболее комплексно квалификационные требования к секретарям с учетом современных условий, требований работодателей, возможности карьерного роста сформулированы специалистами Методического Центра бизнеса, торговли, внешнеэкономической деятельности (МЦБ). См. таблицу
Должность | Должен знать | Должен уметь |
1. Оператор на телефоне | Правила ведения телефонных переговоров | Хорошо владеть речью, пользоваться оргтехникой |
2. Секретарь директора | Дополнительно к п. 1 систему делопроизводства, деловой этикет | Дополнительно к п. 1 пользоваться компьютером, компьютерными программами и Интернет-ресурсами |
3. Секретарь-референт | Дополнительно к п. 2 область деятельности фирмы, ее руководящего состава | Дополнительно к п. 2 пользоваться информационно-правовыми системами |
4. Референт/ помощник руководителя | Дополнительно к п. 3 основы организации труда, экономики и технологии | Дополнительно к п. 3 формировать конструктивные решения, осуществлять контроль исполнения решений, поручений, правил внутреннего распорядка |
5. Офис-менеджер/ заведующий секретариатом | Дополнительно к п. 4 основы маркетинга, менеджмента, организации производства | Дополнительно к п. 4 организовать работу офиса, подготовить презентации, переговоры, транспорт, связь |
6. Секретарь-переводчик | Дополнительно к п. 2 иностранный язык, технику устного и письменного переводов | Дополнительно к п. 2 обеспечить точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригинала |
7. Секретарь-референт иностранного представительства | Дополнительно к п. 3 иностранный язык, технику устного и письменного переводов | Дополнительно к п. 3 обеспечить точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригинала |
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
От профессионального уровня секретаря во многом зависит престиж фирмы. Такие его качества, как исполнительность, инициатива и высокий профессионализм помогут руководителю предприятия преодолевать производственные трудности и решать накопившиеся проблемы. В условиях жесткой конкуренции руководители не могут себе позволить выбирать секретаря только по внешним данным. Такие качества, как рост, возраст и «количество печатных знаков в минуту», все больше уступают место образованности, интеллекту, коммуникабельности и стажу работы.
Чтобы соответствовать современным требованиям, секретарю необходимо:
иметь профессиональный имидж;
хорошо владеть речью и письмом;
обладать неплохой памятью ( в том числе зрительной памятью на лица);
уметь правильно оформлять документы, вести деловую переписку руководителя;
содержать в порядке документацию, быстро находить нужные бумаги;
квалифицированно пользоваться офисной оргтехникой;
осваивать новые компьютерные программы;
быть энергичным, проявлять инициативу;
уметь находить взаимопонимание с руководством, коллегами, клиентами;
поддерживать эффективную работу офиса в отсутствии шефа;
проявлять осторожность и осмотрительность в конфиденциальных вопросах
Все чаще необходимым условием для работы секретарем является высшее образование и знание иностранных языков (хотя бы одного).
Контрольные вопросы по теме
Расскажите историю развития секретарской службы в России периода XVI-XIXвека.
Расскажите об организации секретарского дела в СССР.
Какова роль секретаря в современной структуре управления.
Перечислите категории секретарей и профессиональные требования к ним.
Какими знаниями и умениями должен обладать секретарь?
- Содержание
- Роль секретаря в управленческом процессе
- История развития секретарской службы в России.
- Глава 29 "Генерального регламента" называлась "о секретарском управлении", в которой впервые записывалось требование об учтивости секретаря. Сохранность документов - также "попечение" секретаря.
- Профессия секретарь сегодня.
- Категории секретарей. Профессиональные требования к различным категориям.
- Нормативно-методическая база работы секретаря
- Нормативно-правовая база работы секретаря
- Нормативно-методическая база работы секретаря
- 2.3.Должностная инструкция секретаря, ее основные разделы. Квалификационные требования к секретарю.
- Контрольные вопросы по теме
- Как правильно организовать рабочее место
- Планирование рабочего дня.Организационные принципы распорядка дня секретаря.
- Графическое планирование рабочего времени
- Инструментальные технологии
- Задания по теме
- Работа секретаря с документами
- 4.1. Делопроизводственные функции секретаря
- 4.2. Обработка входящих документов
- 4.3. Обработка исходящих документов
- 4.4. Обработка внутренних документов
- 4.5. Регистрация документов
- Регистрация телефонограмм
- 4.6. Контроль исполнения документов
- 4.7. Систематизация документов и их хранение.
- 4.8. Подготовка дел к архивному хранению
- 4.9. Определение состава конфиденциальных документов, организация работы с ними, их учет.
- 5.1. Общие правила приема посетителей.
- Зона обслуживания посетителей
- Доклад о посетителях
- Учет посетителей
- Приемные часы
- График приема
- Беседа посетителя с руководителем
- Завершение беседы
- Работа приемной во время приема посетителей
- Группы посетителей
- Встреча гостей
- Прием без предварительной записи
- Отсутствие руководителя на приеме
- Прием командированных работников
- Прием делегаций
- Прием сотрудников
- Прием сотрудников по текущим вопросам
- Процедура приема сотрудников
- Прием сотрудников по личным вопросам
- Телефонная речь
- Правила завершение телефонного разговора
- Исходящий звонок
- Передача телефонограммы
- Отправка факса
- Звонок-жалоба
- Организация совещаний, деловых встреч, переговоров руководителя
- Планирование совещаний
- Подготовка совещаний
- Оборудование зала
- Подготовка оперативного совещания
- Регистрация участников совещания
- Ведение протокола совещания
- Приглашение на прием
- Рассадка за столом
- Подготовка подарков и сувениров
- Подготовка служебных командировок руководителя и сотрудников.
- В чем состоит организация работы приемной во время приема посетителей?
- Назовите правила завершение телефонного разговора
- 6. Коммуникационное обеспечение деятельности секретаря. Деловой этикет.
- Взаимоотношения секретаря с руководством и коллегами по работе. Конфликтные ситуации в работе секретаря
- Конфликтное поведение руководителя
- Как предотвращать стрессовые ситуации
- Когда вы принесли плохую новость
- Как вам сохранить свой имидж незапятнанным
- Отношения с сослуживцами
- Конфликтные ситуации в работе секретаря
- Как распознать манипуляцию
- Имидж секретаря.
- Деловой этикет секретаря
- Профессиональный отбор и трудоустройство секретаря
- 7.1. Современные способы трудоустройства
- 7.2. Требования к составлению резюме.
- Рекомендации по прохождению собеседования.
- Адаптация к условиям труда: ознакомление с рабочим местом.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Должностная инструкция
- I. Общие положения
- Вторая половина рабочего дня
- Приложение 8 Необходимая для секретаря информация о компании
- Приложение 9 Резюме 1
- Резюме 2