Контроллинг проектов
Контроллинг обеспечивает непрерывную проверку эффективности проекта и позволяет, в случае необходимости, принять корректирующие меры. Таким образом, контроллинг является важным связующим звеном между руководством компании, ответственными за процессы лицами и со вспомогательными подразделениями компании. Контроль сроков и затрат производится путем периодического сравнения фактических показателей с их плановыми значениями. Использование программного обеспечения для управления проектами (например, MS Project) позволяет эффективно осуществлять планирование сроков, прямых и косвенных затрат, необходимых ресурсов, учет прочих проектных данных, а также идентификацию и визуализацию отклонений между фактическими и плановыми значениями.
Хотя контроллинг позволяет своевременно распознать возникающие расхождения, на практике часто оказывается, что, несмотря на продуманные организационные меры, полностью достичь поставленных целей невозможно. Как правило, руководству проекта приходится бороться с множеством непредвиденных, в основном плохо контролируемых трудностей, результатом которых становятся превышение сроков и отклонение от заданного уровня затрат. Причина отклонений заключается обычно в двух аспектах:
Ошибки в планировании, например, неучтенная потребность в ресурсах в оперативных отделах, которые в ходе проекта не могут предоставить в распоряжение необходимых специалистов.
Недостаточное понимание всей сложности причинно-следственных связей и воздействий на реальные процессы.
Контроллинг проекта должен осуществляться с учетом функций стандартного контроллинга компании и, по возможности, оставаться в рамках организационной структуры проекта. В задачу руководителя проекта входит, прежде всего, периодическая проверка продвижения проекта и его обсуждение в составе рабочих групп. При этом вышестоящие задачи контроллинга, такие как проверка экономической эффективности проекта и соблюдение плановых показателей, относятся к компетенции управляющего комитета. Он же принимает решения о необходимости применения мер по адаптации проекта.
Проблемы разделения ответственности
В этом разделении ответственности, однако, кроется не редко опасность для возникновения конфликтов. Так, управляющий комитет обычно желает как можно раньше получить доступ к информации об изменении важных контрольных показателей, например, подробные отчеты об экономии затрат, о достигнутом улучшении отдельных процессов или о повышении производительности. Как правило, удовлетворить эту потребность в информации в течение проекта руководство может только в общих чертах. Чрезмерная детализация прогноза связана с более значительными затратами времени на его составление и, несмотря на это, не исключает неопределенности расчетов. Поэтому более важным на этом этапе является понимание необходимых изменений, качественная оценка потенциала оптимизации и его последовательное использование. Проблематичным также является профессиональная оценка контрольных показателей членами управляющего комитета, которые не всегда осведомлены о деталях процессов и трудностях на местах.
Резюме
Цели проекта
Формулируйте однозначные и выполнимые цели в отношении результатов, сроков и затрат.
Планируйте реалистичные этапы с учетом имеющихся ресурсов, в особенности персонала.
Организационная структура проекта
Структура проекта должна быть адаптирована к различным требованиям каждой из его фаз, сохраняя при этом постоянство структурного ядра.
Управляющий комитет реорганизационного проекта должен состоять из лиц на высоких должностях.
Руководитель проекта должен владеть методологией процессного подхода, а также иметь выраженную способность к самомотивации и убеждению.
Проектная группа должна состоять из носителей передовых знаний. Учтите загруженность этих сотрудников повседневной работой.
Своевременно идентифицируйте „синдромы" среди сотрудников. Реагируйте чутко и дифференцировано.
Контроллинг проекта
Передайте функции стандартного контроллинга руководителю, а контроль общих показателей эффективности - управляющему комитету проекта.
Контролируйте регулярно состояние проекта в отношении результатов, сроков и затрат. В случае отклонения принимайте корректирующие меры.
Не все потенциалы проекта поддаются денежной оценке. В начале проекта качественная оценка может оказаться более подходящей.
- Введение
- Функциональная и процессно-ориентированная организация
- Функциональное управление организацией
- Дивизионная структура организации
- Сдвиг парадигмы
- Процессно-ориентированное управление
- Процессный подход на российских предприятиях
- Бизнес-процесс
- 2.1. Основные термины, используемые в процессном подходе
- Концептуальная схема управления процессом
- Классификация бизнес-процессов
- Методы моделирования бизнес-процессов
- Модель бп и её назначение
- Описание бп сверху
- Моделирования бизнес-процесса «снизу»
- Определение концепции (точки зрения) и целей описания бп
- Определение окружения бп
- Построение функциональной структуры бп
- Основы структурного анализа
- 4.1. Sadt-модели
- Цель моделирования
- Точка зрения на моделируемую систему
- Границы исследуемой системы
- Декомпозиция модели
- Функциональное моделирование бизнес-процессов в idef0
- Функциональный блок
- Интерфейсные дуги
- Декомпозиция
- Четвёртое понятие idef0 — глоссарий (Glossary).
- Пример описания деятельности компании
- Взаимодействие по Выходу
- Взаимодействие по Входу
- Управление процесса
- Механизмы процесса
- Системное моделирование организаций. Методология idef3.
- Стандарт idef3
- Основные элементы idef3-диаграмм
- Функциональный элемент (uob).
- Элемент «связь».
- Перекресток.
- Элемент «Referent» (указатель, ссылка).
- Декомпозиция описания процесса
- Процесс построения idef3-модели
- Взаимосвязь моделей idef0 и idef3
- Действия, выполняемые в функциональных блоках
- Создание моделей idef3 для отображения блоков idef0
- Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
- Синтаксис dfd
- Семантика dfd
- Декомпозиция работы idef0 и dfd в диаграмму dfd.
- Межстраничные ссылки (Off-Page Reference) и внешние сущности (External Reference) на диаграммах dfd и idef0.
- Ветвление и объединение
- Построение диаграмм потоков данных
- Два подхода к построению dfd-моделей
- Построение модели
- Построение контекстных диаграмм
- Детализация и спецификации процессов
- Миниспецификация
- Менеджмент проектов по реинжинирингу процессов
- Цели проекта
- План проекта
- Организационная структура проекта
- Контроллинг проектов
- Подготовка к моделированию процессов
- Необходимость подготовки моделирования процессов
- Качество информационных моделей
- Принципы урегулированного моделирования (пум)
- Порядок подготовки к моделированию процессов
- Идентификация и выбор перспектив
- Определение способов распространения моделей
- Спецификация техник моделирования
- Выбор типов моделей
- Спецификация единых правил моделирования (епм)
- Конфигурация моделей
- Инструмент моделирования Выбор инструмента моделирования
- Пользовательская настройка инструмента моделирования
- Разработка целостной структуры процессов
- Моделирование «Как есть (as-is)
- Порядок моделирования «как есть»
- Разделение предмета моделирования
- Выбор проблемных областей
- Документация моделей «как есть»
- Консолидация моделей
- Анализ фактической ситуации
- Порядок выполнения процессов
- Информационно-техническая поддержка процессов
- Организационная структура и персонал
- Документация слабых мест и потенциалов оптимизации
- Срочные меры по устранению слабых мест
- Пример моделирования деятельности компании как есть
- Описание компании
- 10.3.2. Разработка целостной структуры процессов (корневой модели)
- 10.3.3. Контекстная модель компании
- Управление процесса
- Часть 1 крепится к части 3 посредством соединительной части 2 и четырех болтов м2
- Анализ организации процесса изготовления изделия «а»
- Моделирование «как должно быть»
- Порядок моделирования «как должно быть»
- Конкретизация целей моделирования
- Определение степени детализации
- Создание общей схемы процессов
- Создание и документация моделей
- Анализ моделей «как должно быть»
- Создание единой целостной модели