logo
Книга sheinov_v_p_kak_upravlyat_drugimi_kak_upravlyat_soboi

Правило 7. Старайтесь, чтобы говорил в основном Ваш собеседник.

Из двух беседующих людей психологическое преимущество имеет тот, кто задает вопросы, а не тот, кто много говорит.

Даже убеждать эффективнее не посредством красноречия, а с помощью цепочки логически выверенных вопросов.

Конечно, руководителю (как и большинству людей) нередко хочется поговорить и самому, но тут уж приходится выбирать: или результативная беседа, или удовольствие выговориться.

Предоставив собеседнику возможность говорить, направляя его рассказ вопросами, Вы добьетесь следующего:

-» максимально расположитек себе собеседника;

получите наиболее полную информацию о состоянии дел, о работе собеседника, об его отношении к работе и даже о

взаимоотношениях его с окружающими. Все это полезно знать для эффективного ведения беседы.

(Люди так любят, когда их выслушивают!); -» Вам будет легче убедить собеседника: ведь Вы расположили его к себе и максимально информированы о нем;

-» эта тактика ("Меньше говорить – больше спрашивать") позволяет руководителю с честью выходить из довольно затруднительных ситуаций.

Опишем одну из них. Специалист обращается к своему руководителю за помощью. Случается, что руководитель не в состоянии помочь – то ли вопрос упирается в технические тонкости, в которых руководитель не превосходит спрашивающего, то ли руководитель новый и еще не вошел в тонкости, знание которых необходимо для оказания помощи. Однако отказать в помощи руководитель считает недопустимым, чтобы не уронить свой авторитет.

Как быть? – Применить обсуждаемый прием. Попросить изложить суть проблемы. Затем вопросами стимулировать подчиненного рассказать все более и более тонкие детали.

Как часто такие беседы заканчиваются возгласом специалиста: "Понял!" А ведь руководитель помог ему не идеями, а тем, что просто заставил его рассказать все по порядку, привести в систему свои же знания, интуитивные впечатления заменить четкими формулировками.

Этот метод можно назвать методом косвенной консультации.

А в основе его, как видим, лежит все то же правило 7.

Это правило (как, впрочем, и все остальные) не стоит фетишизировать, добиваться его выполнения в любом случае. Например, собеседник может оказаться неразговорчивым (по свойству характера или под влиянием ситуации), так что понуждение его к разговору может оказаться мучением для обоих. Самое важное в этом правиле – чтобы все, что хочет сказать собеседник, было им высказано.

Правило 7 имеет целью устранить положения, когда инициатор беседы или старший по должности говорит обычно гораздо больше, нежели вторая сторона.

Правило 8. Будьте на высоте положения.