logo
ГЭ_СД_МИР

4. Менеджер как субъект управления библиотечно-информационной деятельностью

Менеджер играет в библиотеке ключевую роль, поскольку от его знаний и умений зависит эффективная организация, использование ресурсов, достижение целей деятельности. Менеджер – профессиональный управляющий, получивший специальную подготовку, занимающий постоянную должность в организации, наделенный властью и полномочиями. В библиотеках менеджерами можно считать: руководителя библиотеки или структурного подразделения (директор, заведующий отделом); организатора конкретных видов работ в рамках структурных подразделений или отдельных групп (руководитель проекта, менеджер по персоналу); руководителя по отношению к подчиненному; администратора, организующего работу, руководствуясь современными методами управления (председатель оргкомитета конкурса).

В результате вертикального разделения труда в библиотеке возникает иерархическая управленческая пирамида из трех ступеней. В основании пирамиды находятся рядовые сотрудники-исполнители. Низшее звено – линейные руководители (зав. секторами, небольшими отделами). Они занимаются практически той же работой, что и подчиненные, а также осуществляют оперативное управление. Среднее звено занимают зав. крупными отделами со сложной структурой и зам. директора, которые выполняют координирующие функции, обеспечивают свое подразделение или направление ресурсами и т.д. Высшее звено – директор или заведующий библиотекой, занимается стратегической управленческой деятельностью. В процессе управления руководитель выполняет несколько ролей: межличностные (главный руководитель, лидер, связующее звено), информационные (приемник информации, распространитель информации, представитель) и собственно управленческие, связанные с принятием решений (предприниматель, регулировщик, распределитель ресурсов, переговорщик).

Формирование управленческих кадров осуществляется двумя путями: естественным (постепенное продвижение от рядовой должности до руководящей); искусственным (специализированная подготовка в учебном заведении и назначение на должность. В каждом случае есть свои преимущества и ограничения.

Кадры руководителей формируются путем назначения или выборов. Способы замещения должностей руководителей: набор (привлечение кандидатуры из внешней среды, он приносит новые идеи, политику, начинаются перемены); выдвижение с низшей должности на более высокую; ротация (перемещение из одного структурного подразделения в другое без изменения статуса). При выборе на руководящую должность может сработать принцип Питера.

Качества и требования, которым должен соответствовать руководитель. Совокупность качеств и знаний были сформулированы еще Анри Файолем: это физические качества (здоровье, сила, выносливость); умственные (понятливость, рассудительность, сила и гибкость ума); нравственные (инициатива, долг, ответственность и др.); общее развитие (знания из различных областей); специальные знания; опыт. Перечни качеств менеджера у разных авторов обширны и разнообразны. Например, Майк Вудкок и Дейв Френсис в книге «Раскрепощенный менеджер» используют метод отграничения и таким образом создают модель эффективного менеджера, которому присущи качества: способность управлять собой; разумные личные ценности и четкие цели; постоянное саморазвитие; навыки решения проблем; восприимчивость к инновациям; умение влиять на людей и знание подходов; способность руководить; способность обучать; способность формировать работоспособный коллектив и др. Отечественные специалисты выделяют 3 группы качеств: личные (честность, строгость, справедливость и др.); профессиональные (компетентность, правовая культура, экономическая, информационная, психологическая компетентность, деловое общение); деловые, наличие которых делает человека менеджером (целеустремленность, коммуникабельность, лидерство, энергичность). Качества и требования к менеджеру отражаются в профессиограммах, квалификационные характеристиках и др. документах.

Важной характеристикой менеджера является стиль руководства – привычная манера поведения по отношению к подчиненным, включающая степень, до которой делегируются полномочия; акцент на деятельность или на человека, тип власти и лидерства. Классические стили руководства выделил Дуглас Мак-Грегор в рамках теории «Х» (автократический) и теории «У» (демократический), дополнил Уильям Оучи теорией «Z» (командный). Часто упоминается также либеральный стиль руководства. Власть – сила, позволяющая влиять на других людей. В организации менеджер может влиять на людей, благодаря личным качествам, должности, информации и пр. Типы власти: формальная; неформальная; эталонная; экспертная; угрожающая; поощряющая. Лидерство – способность влиять на людей, чтобы побудить их работать по доброй воле. Л. А. Дубровина выделяет типы лидеров по соционическим признакам (Руководитель, Генератор идей, Кукловод, Генерал, Софист, Бюрократ, Интриган, Царь).

Содержание деятельности менеджера разнообразно и включает следующие виды: конструктивная, инновационная, финансовая, законотворческая, представительская, аналитическая, информационная, педагогическая, воспитательная и пр. Управленческий труд по преимуществу умственный и также включает различные виды: эвристический (аналитические и конструкторские операции); административный (служебно-коммуникационные, распорядительные, координационные, контрольно-оценочные операции); операторный труд (набор и распечатка документов, статистический учет, ведение служебных картотек и др.). Выполнение всех видов деятельности и эффективное управление требует самоменеджмента. Основные направления организации собственного труда: ранжирование дел – распределение их по важности и срочности; планирование бюджета рабочего времени; составление графика работы и фиксация дел удобным образом; организация рабочего места. Условия эффективной организации труда: организационно-технические, правовые, информационные, социально-психологические.

Библиографический список:

1. Авраева, Ю. Б. Подготовка менеджеров для библиотек / Ю. Б. Авраева // Научные и технические библиотеки. – 1993. – № 1. – С. 22 – 30.

2. Авраева, Ю. Б. Слагаемые управленческого успеха / Ю. Б. Авраева // Научные и технические библиотеки. – 2005. – № 8. – С. 60 – 65.

3. Джерелиевская, И. К. Моделирование библиоменеджера / И. К. Джерелиевская // Научные и технические библиотеки. – 1993. – № 1. – С. 4 – 14.

4. Джерелиевская, И. К. Модель системы подготовки менеджеров / И. К. Джерелиевская // Научные и технические библиотеки. – 1993. – №2. – С. 3 – 12.

5. Перкис, В. Г. Менеджер библиотеки / В. Г. Перкис // Научные и технические библиотеки. – 1998. – № 5. – С. 43 – 48.

6. Петрикина, С. П. Основные функции руководителя библиотеки / С. П. Петрикина // Научные и технические библиотеки. – 1993. – № 10. – С. 35 – 40.

7. Руководитель библиотеки : непрерывное образование в условиях перемен : материалы семинара / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2001. – 195 с.

8. Сорокина, Н. Культура современного руководителя / Н. Сорокина // Библиополе. – 2006. – № 2. – С. 27 – 32.

9. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки : требования к профессии и личности : учебное пособие / И. М. Суслова. – 2-е изд., дораб. и доп. – Москва : МГУКИ ; Профиздат, 2000. – 144 с.

10. Ястребова, Е. М. Стратегический менеджмент в подготовке библиотечных менеджеров / Е. М. Ястребова // Библиотековедение. – 1997. – № 6. – С. 27 – 34.

МАРКЕТИНГ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Маркетинговые основания

библиотечно-информационной деятельности

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей и нужд посредством обмена. Основополагающими взаимосвязанными понятиями являются нужда (ощущение нехватки чего-либо), потребность (специфическая форма нужды в соответствии с культурным уровнем индивида), запрос (подкреплен покупательской способностью). Рынок и его сегментация. Основные сегменты рынка библиотеки. Спрос как платежеспособная потребность в товарах и услугах (действительный, реализованный, неудовлетворенный, потенциальный, ажиотажный, эластичный, неэластичный и др.) и предложение (количество и стоимость товаров и услуг, представленных к реализации). Переход от рынка продавца к рынку покупателя.

Множественность представлений о маркетинге. Маркетинг как комплексная система организации, производства и сбыта, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды, разработки стратегии и тактики с помощью маркетинговой программы. Библиотечный маркетинг как управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на достижение целей полного удовлетворения потребностей пользователей и обеспечения адаптации учреждения к современным социально-экономическим условиям. Библиотечный маркетинг как философия управления библиотекой, максимально ориентированная на удовлетворение реальных и потенциальных потребностей пользователей, а также способ регулирования отношений библиотеки с внешним миром Освоение маркетинга в отечественном библиотечном деле (конец 1980-х – начало 90-х гг.).

Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного практического результата; учет потребностей пользователей, состояние и динамики спроса; создание условий для максимальной адаптации библиотеки к требованиям внешней среды; обеспечение единства и взаимосвязи стратегии и тактики; использование рекламы и других средств воздействия. Цели маркетинга различны: получение прибыли от результатов БИД; достижение частичной или полной самоокупаемости; достижение наиболее полной потребительской удовлетворенности; возмещение затрат на разработку и реализацию новых продуктов и услуг; создание и поддержание положительного имиджа; проникновение и закрепление на профильном рынке; завоевание расположения спонсоров и т.д. Принципы и цели реализуются в функциях, которые включают: анализ внутренней и внешней среды рынков и их сегментов; анализ потребителей и их потребностей; изучение конкурентов и уровня конкуренции; формирование концепции нового изделия; управление ассортиментом продукции; управление товародвижением; формирование и реализацию ценовой политики и др. Значение маркетинга: 1) позволяет оптимизировать библиотечную технологию; 2) нацеливает на приоритетный учет потребностей; 3) способствует эффективному использованию денег; 4) способствует обоснованному составлению планов деятельности; 5) маркетинговая информация позволяет оценить работу библиотеки.

Маркетинговый инструментарий библиотеки (комплекс маркетинга «Пять П»): Товар (Product). Место производства (Place). Продвижение (Promotion). Цена (Price). Штат сотрудников (Personnel).

Маркетинговые стратегии библиотеки: диверсификация – стремление разнообразить ассортимент продуктов и услуг, видов деятельности; дифференциация – выделение своих продуктов и услуг; разработки – обновление и закрепление успешных результатов; ответного реагирования; оборонительная; ограниченного роста; роста. Стратегия конкретизируется в тактике. Направления маркетинговой политики библиотеки (маркетинг организации, услуг, продукции, лица (персонала), места, идей). Виды маркетинга: по характеру взаимоотношений с пользователями (некоммерческий (социальный) и коммерческий); по направленности (массовый, товарно-дифференцированный, целевой), от ситуации на рынке (конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, демаркетинг, поддерживающий, противодействующий); по особенностям используемых средств (лицензионный, имидж-маркетинг).

Проведение маркетинговых исследований предполагает научный анализ всех факторов, влияющих на производство товаров и услуг. Формы исследований: обследование, эксперимент, описание.

Документы, в которых фиксируются цели, задачи, стратегии, временные рамки и другие вопросы маркетинговой деятельности – это маркетинговые планы и программы.

Служба маркетинга в библиотеке может быть представлена самостоятельным подразделением (отдел маркетинга со штатом сотрудников), совмещена с другими направлениями деятельности (отдел маркетинга и прогнозирования, маркетинга и мониторинга и пр.) либо функции распределены между сотрудниками разных подразделений. Самостоятельное подразделение может быть организовано по разным признакам: по рынкам, закрепленным за каждым сотрудником); по товарному производству; по функциям; по территориям. Наиболее распространены в библиотеках два последних варианта.

Для осуществления маркетинговой деятельности необходимо финансовое обеспечение (бюджет маркетинга).

Библиографический список:

1. Ванеев, А. Н. Библиотечный маркетинг / А. Н. Ванеев // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 281 – 297.

2. Герасимова, Л. Н. Маркетинг в библиотеке : учебное пособие для студентов библиотечных факультетов вузов / Л. Н. Герасимова, О. Н. Кокойкина ; Моск. гос. ин-т культуры. – Москва : МГИК, 1993. – 64 с.

3. Клещук, С. Е. Библиотечный маркетинг в США : генезис и современные проблемы / С. Е. Клещук // Научные и технические библиотеки. – 1991. – № 12. – С. 3 – 10.

4. Клюев, В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : (маркетинг в системе управления библиотекой) : учебное пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова ; МК РФ ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 1999. – 144 с.

5. Колегаева, С. Д. Маркетинг библиотечный / С. Д. Колегаева // Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007. – С. 595 – 596.

6. Колегаева, С. Д. Маркетинговая ориентация управления библиотекой / С. Д. Колегаева // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 1 – 2. – С. 40 – 48.

7. Концепция маркетинга для публичных библиотек : пер. с нем. / П. Борхард [и др.]. – Москва : Библиомаркет, 1993. – 144 с.

8. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Филип Котлер. – Санкт-Петербург : Коруна : Литера Плюс, 1994. – 698 с.

9. Маркетинг – современная концепция управления библиотекой : научно-реферативный сборник переводов / Рос. гос. б-ка. – Москва, 1994. – 146 с.

10. Матлина, С. Г. Библиотечный маркетинг : практическое пособие / С. Г. Матлина. – Пермь, 1993. – 66 с.

11. Суслова, И.М. Менеджмент в современной библиотеке : научно-методическое пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – Москва : Либерея, 2004. – 175 с. – Гл. 4.

12. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента : учебно-практическое пособие / И. М. Суслова. – Москва : Либерея, 2000. – 232 с. – Гл. 3.

13. Суслова, И. М. Практический маркетинг в библиотеках : учебно-методическое пособие / И. М. Суслова. – Москва : Либерея, 2005. – 143 с. – (Библиотекарь и время. ХХ1 век. Вып. 9).

14. Фонотов, Г. Маркетинг : обретения и потери / Г. Фонотов // Библиотека. – 1994. – № 4. – С. 26 – 29.

15. Штукарева, С. В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой / С. В. Штукарева // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 4. – С. 67 – 77.