12.4. Лидерство и стиль управления
Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства. Каждый менеджер прекрасно понимает, что по мимо полномочий для успешного управления необходимы авторитет и уважение, которые помогают решать проблемы, искусство деловых коммуникаций, взаимоотношений с подчиненными, понимание ими намерений и позиции менеджера. Все это соединяется в проблеме лидерства, которая волнует многих исследователей управления. Проблема лидерства и на Западе и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением в управлении и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.
Лидерство – это условие формирования, появления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, благоприятных человеческих качеств.
Лидерство – это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий, лидерство – это особый тип отношения к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Это признание строится, как правило, независимо от того, имеет или нет этот человек полномочия на управление.
Лидером может быть каждый, которого признает коллектив в качестве такового.
Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Но это встречается не очень часто. Бывают случаи, когда формальные полномочия и необходимость их реализации в полном объеме мешают менеджеру стать лидером. Действует фактор формальной ответственности, исполнительства решений более высокого уровня управления. Тогда в коллективе возникает неформальный лидер. В этих условиях может быть два варианта взаимоотношений формального и неформального лидера: либо противоборство и противостояние их, либо установление дружеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Конечно, второй вариант наиболее приемлем, но его возникновение зависит от искусства управления, от менеджера и самого неформального лидера.
Если начнут действовать амбиции, скрытые личные интересы, у менеджера самолюбие и амбиции, а у неформального лидера стремление к формальному закреплению своего лидерства, стремление к полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который оказываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или даже вообще разрушает систему управления.
Гармония формального и неформального лидерства в значительной мере зависит от мотивации лидерства. Возникает вопрос: а всегда ли необходимо и полезно мотивировать лидерство? Если исходить из того, что лидерство – это объективное явление в человеческих отношениях, которое так или иначе, в той или иной мере всегда существует в любом коллективе, то не надо стараться искусственно исключать лидерство и его проявление. Менеджеру надо стремиться к завоеванию лидерства, посредством которого он подкрепляет свои полномочия, но при этом и не ограничивать возможности возникновения неформального лидера, напротив, мотивировать его возникновение и стремиться установить с ним хорошие взаимоотношения, как с лидером, помогающим делать общее дело.
Стиль управления – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает истоки деловых взаимоотношений в коллективе, те подходы к реализации функций управления, которые определяются деятельностью менеджера. Стиль управления – это взаимодействие приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления, это совокупность отношений к людям, отношений к делу, организации индивидуальной деятельности, образ менеджера. Стиль управления – это то, из чего складывается лидерство, потому что именно в реализации определенного стиля управления возникает лидерство в качестве комплекса таких признаков, как уважение, признание и авторитет.
Лидерство – это способность убеждать людей в своих способностях управлять. Лидерство построено на добровольном признании за человеком возможностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами.
Полномочия менеджера или положение менеджера еще не определяют его лидерства, они лишь подразумевают его необходимость и вероятность. Положение менеджера открывает возможность появления лидерства, его реализации. Но не каждый менеджер автоматически становится лидером.
Следует иметь в виду, что лидерство и популярность отличаются друг от друга. Популярность можно создать искусственно, но лидерство проявляется как одно из качеств управления, объективно сопровождающее всякое управление. При этом возможно существование антилидерства, которое может проявляться в пренебрежении авторитетом сотрудников и персонала, возникновении общей и устойчивой неприязни к менеджеру со стороны коллектива, в противодействии его решениям. Подхалимство, развитое в достаточно больших масштабах, тоже можно рассматривать как антилидерство, потому что в условиях подхалимства не подлинного уважения к менеджеру, как нет и почвы для проявления неформального лидерства.
Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.
Лидерство менеджера можно оценить по его сотрудникам, персоналу, который он подбирает и с которым он работает. Их отношения между собой и их подлинное отношение к менеджеру являются главными показателями лидерства менеджера – признают ли они лишь полномочия своего руководителя или в их отношении проявляется признание его квалификации, понимания интересов, уважение, позитивная оценка человеческих качеств: в какой мере они желают подражать его стилю работы и поддерживают этот стиль в своей деятельности.
Лидерство не следует путать с силой характера или личным энтузиазмом. Возможно, и очень часто это бывает, что человек с сильным характером не становится лидером, хотя может быть и не плохим менеджером. Чрезмерно сильный характер может рождать опасения служащих к менеджеру, дистанционность между ними, а личный энтузиазм не всегда убеждает и воодушевляет. Все зависит от того, на что направлен этот энтузиазм и как он проявляется в реальной деятельности, как он подтверждается реальными успехами. Какие качества способствуют лидерству?
Нет менеджера, который не стремился бы к лидерству, но для того чтобы реализовать это стремление, необходимо знать, что определяет лидерство, от чего оно зависит. Всю совокупность факторов лидерства можно разделить на следующие группы: факторы личности менеджера, факторы группы или коллектива, в котором он работает, и характер управленческой деятельности, которую он осуществляет.
Если говорить о личности менеджера, то его лидерство определяется следующими факторами: образованием, культурой, профессиональной квалификацией, жизненным опытом, отношением к работе, отношением к людям, жизненной позицией (оптимизм, уверенность и пр.), самоорганизацией.
Известно, что один и тот же человек может быть лидером в одном коллективе и не проявлять лидерских качеств в другом. Все зависит от обстановки, в которой он работает, наличия личностей с более явными лидерскими качествами, ожиданий лидерства, социальной структуры коллектива и условий ее деятельности. Кроме этого, также от фактора цели деятельности. По одной цели возможно проявление лидерства для данного человека или менеджера, по другой это оказывается невозможным.
В различных коллективах разные качества человека определяют отношение к нему. В одном коллективе справедливость и требовательность менеджера может цениться весьма высоко, но в другом это не является главной ценностью.
Характер деятельности человека также определяет возможность появления и проявления лидерских качеств. Сюда относятся такие факторы: как уровень управления, особенность объекта управления область деятельности, соответствие образования профессиональной квалификации и реальной деятельности, цели и мотивация деятельности.
Важным фактором лидерства являются и коммуникативные навыки, которые проявляются в умении передавать идеи, воодушевлять на их воплощение, понимать людей и учитывать их интересы. В области интеллекта важным фактором являются вербальные способности человека. Ведь управление формальное или неформальное – это всегда принятие решения, которому предшествует большая интеллектуальная работы по выбору вариантов действий.
Стиль управления – это не только характеристика деятельности менеджера, это общая характеристика управления как такового. Стиль – это и лидерство, и методы управления, и организация деятельности, и отношение сотрудников и персонала к целям управления.
Стиль управления – это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств и возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности.
Стили управления могут быть различными, поэтому необходима их классификация, которая способствует их оценке, пониманию и сознательному формированию наиболее эффективного стиля управления.
Хорошим стилем управления является такой стиль управления, при котором каждый работник чувствует свою необходимость и ценность, имеет возможность для реализации своих способностей и достижения своих интересов. Но хороший стиль еще не означает идеальный. Существует множество хороших стилей и все они различны. Да к тому же само понятие хорошего стиля весьма относительно, в одних условиях этот стиль может быть хорошим, в других – плохим. Например, стиль управления, приемлемый и успешный в условиях стабильного управления и наоборот.
Стиль это характеристика, которая определяется не только позицией менеджера и другими факторами указанными выше. Но это изменяющаяся по ситуации характеристика. Совершенно естественно, что при возникновении ситуации критического типа стиль не может оставаться неизменными он находится в зависимости, как от ситуации, так и от этапа развития.
Каждому менеджеру необходимо анализировать собственный стиль правления, видеть причины его формирования и сознательно регулировать. Ошибочно мнение, что стиль отражает только особенности личности менеджера. Стиль может и должен сознательно формироваться и развиваться, т.е. изменяться в соответствии с изменением условий управления, ситуации, персонала и пр.
В традиционных классификациях выделяют три вида стиля управления: автократический, либеральный и демократический.
Автократический стиль характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, повышенным вниманием к личности руководителя или менеджера, достаточно высокой концентрацией полномочий в его руках, формальным отношением к человеку и апелляцией к низменным потребностям, исполнительством как требованием менеджера, повышенным контролем деятельности и усилением ответственности, культивированием личности менеджера
Причиной возникновения автократического управления является позиция менеджера относительно человека и его деятельности: для того чтобы иметь успех, надо заставить человека трудиться, лучшим способом для этого является четкое исполнение распоряжений менеджера и повышенная ответственность исполнителя, которые обеспечиваются тщательным контролем и страхом перед менеджером.
Демократическое управление определяется пониманием менеджера того, что человек способен трудиться весьма производительно, если знает, во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть менеджер, если участвует в формировании и определении этих целей, если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности, если имеет определенную самостоятельность в своей деятельности, если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля.
Причинами возникновения демократического стиля управления являются новые условия развития, связанные с изменением образовательного и квалификационного уровня персонала, изменением системы интересов и ценностей человека в процессе социального развития, усложнение проблем достижения эффективного управления в современных условиях научно-технического прогресса, психологическое усложнение личности, вызванное процессами урбанизации и технизации жизни, изменением ритмов жизни, социальными условиями существования и развития. Потребность участвовать в управлении, иметь большую самостоятельность, на основе которой проявлять и развивать свои способности, сегодня проявляется наиболее строго и требует новых подходов к управлению. Демократический стиль оказывается наиболее приемлемым вообще и наиболее эффективным в частности.
Демократический стиль – это познание, учет и использование власти коллектива, управление, построенное на человеческом факторе, децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.
Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно или активно действует неформальный лидер.
Либеральный стиль может быть эффективным в условиях высокой зрелости персонала, явной общности целей деятельности, полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе. Худшее проявление либерального стиля управления – это позиция менеджера, которую можно сформулировать тремя С – «само собой сделается». Такой стиль управления часто называют попустительским стилем, который может привести к разрушению системы управления, к дезорганизации деятельности. Есть условия, когда такой стиль становится опасным.
Нередко классификацию стилей управления строят на различии отношений менеджера к людям и производству, в его организационно-технологических параметрах.
Таким образом:
Лидерство облегчает решение многих проблем, повышает эффективность управления.
Стремление к лидерству естественно, достижение лидерства нелегко.
Лидерство и культура неотделимы в современном менеджменте.
Стиль управления надо формировать. Это результат усилий, а не характера и условий.
Отношение к человеку является определяющим в лидерстве и стиле управления.
- Часть II
- Часть 2
- Глава 8 динамика менеджмента
- 8.1. Общая характеристика процесса управления
- 8.2. Типы процессов управления
- 8.3. Принципы формирования механизма управления
- 8.4. Методы обоснования решений
- 8.5. Методы управления, используемые на этапе реализации решений
- 8.6. Информационные технологии и системы управления. Общие понятия.
- 8.7. Информационные технологии и системы управления на транспорте
- 9.2. Технология разработки и реализации управленческих решений
- Первый блок
- Второй блок
- Третий блок
- 9.3. Методы оптимизации решений
- 9.4. Основы теории принятия решений Основные понятия теории измерений при формировании решений
- 9.5. Основы теории генерации вариантов управленческих решений
- 9.6. Основы теории выбора управленческих решений
- 9.7. Примеры решения задач
- Глава 10 стратегия, тактика и этика управления
- 10.1. Общее понятие стратегии и тактики управления
- 10.2. Стратегия судоходных компаний в условиях конкуренции
- 10.3 Конкурентная борьба
- 10.4. Основные факторы, определяющие конкурентное преимущество
- 10.5. Стратегия и тактика фирмы на пути к достижению конкурентоспособности
- 10.6. Деловая этика – основа бизнеса.
- Раздел 3
- Человек в системе управления
- Глава 11
- Управление людскими ресурсами
- 11.1. Персонал управления, как человеческий капитал
- 11.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах
- 11.3. Определение заработной платы и льгот
- 11.4. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- 11.5. Рекомендации по управлению людскими ресурсами
- Глава 12 менеджер
- 12.1. Основные требования к менеджеру
- 12.2. Личность менеджера
- 12.3. Власть и партнерство
- 12.4. Лидерство и стиль управления
- 12.5. Групповая динамика и конфликты в менеджменте
- 12.6. Эффективный менеджмент и человеческие ресурсы
- Концепция делегирования д. Стокмана
- Идеальная модель менеджера
- 12.7. Психотехнология человеческих ресурсов
- Соотношение самоутверждения и самопрезентации в деятельности руководителя
- Реализация эффективного менеджмента
- 1. Технология постановки цели
- 2. Технология определения стратегии достижения и способов вознаграждения
- 3. Технология вознаграждения для вновь принятых сотрудников
- 4. Технология для «нерадивых подчиненных»
- 5. Технология управления шефом
- Глава 13 эффективность управления
- Приложение слагаемые мастерства менеджера
- 1. Управление временем
- 2. Деловое письмо
- 3. Общение лицом к лицу
- 4. Быстрое чтение
- 5. Умение убеждать
- Заключение
- Оглавление
- Глава 8 3
- Глава 9 51
- Основы менеджмента на водном транспорте
- Часть II