1. Характеристика SWOT-анализа как метода стратегического анализа
Управление фирмой в рыночных условиях невозможно без использования методов стратегического менеджмента. Разработка проектов развития фирмы выливается в формирование стратегических программ действий. Формирование стратегий связано с использованием специфического методического инструментария. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
Следует учесть, что мировая практика управления предлагает многочисленные методы выбора и разработки стратегий. Данное пособие использует только один из многих - SWOT-метод.
SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) -- преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) -- недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
- Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
- Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
- Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Размещено на http://www.allbest.ru/
2
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 1 - Последовательность действий для проведения SWOT-анализа
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ вашего предприятия (Strengths) |
Рыночные ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) |
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ вашего предприятия (Weaknesses) |
Рыночные УГРОЗЫ (Threats) |
Рис.2 - Матрица SWOT-анализа
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса
- И swot-анализа»
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- Swot и step-анализ
- Практическое задание №2 «Анализ внешней и внутренней среды организации, использование step и swot-анализа»
- 56..Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- 35. Step-анализ
- 13. Процессы управления: оценка ситуации методами swot, step, smart – анализа.
- Методики анализа маркетинговой среды: swot, step и gap-анализ.
- 26. Какие возможности создают методики анализа рынка: step-анализ, ресурсный анализ рынка, swot-анализ