logo
Стратегический анализ фирмы "Харбелл"

5. ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ SWOT-АНАЛИЗА

Следующим этапом стратегического анализа является составление стратегического баланса предприятия, под которым понимают объединение факторов внешней среды, которые положительно и отрицательно влияют на деятельность предприятия, с относительно сильными или слабыми сторонами деятельности предприятия. Составление стратегического баланса в западной литературе получило название SWOT-анализ.

Наипростейшим инструментом SWOT-анализа является матрица первичного стратегического анализа, которая позволяет упорядочить процесс осмысления всей существующей информации с использованием собственного мнения и оценок менеджера (Таблица 5.2).

Установив возможные парные комбинации: «возможности-сильные стороны», «возможности - слабые стороны», «угрозы - сильные стороны», «угрозы - слабые стороны», определяем, какие из них следует учитывать для выбора стратегии фирмы «Харбелл». Наиболее привлекательным является поле «возможности- сильные стороны» матрицы SWOT, которое выступает основой для формирования оптимистического прогноза, а наиболее опасным - поле «угрозы- слабые стороны», потому что такое объединение способствует реализации пессимистических прогнозов относительно деятельности фирмы. Ситуация с двумя другими полями не является четко определенной.

Составим вначале таблицу совокупной численной оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды фирмы «Харбелл» (См. Таблица 5.1).

Таблица 5.1 - Совокупная численная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды предприятия.

Микросреда

Слабые стороны

Сильные стороны

1. Степень стабильности

-6

1. Квалификация персонала

+15

2. Уровень подготовки кадров

+15

3. Степень разработки управленческой философии

+7,5

4. Маркетинговая стратегия

+5

5. Отсутствие разработки стратегического планирования

+5

6. . Наличие организационной структуры

+3

7. Товарная политика

+2,5

8. Организационная структура производственного отдела

+2

9. Выполнение обязательств

+2

Итого:

-6

Итого:

+57

Макро- и мезосреда

Угрозы

Возможности

1. Снижение цен на сырье

-18

1. Нарушение поставок сырья

+21

2. Социальная обеспеченность

-17,5

2. Появление новой продукции

+15

3. Темп инфляции

-15

3. Увеличение номенклатуры

+15

4. Уровень политической стабильности

-12,5

4. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия

+12

5. Характер политической борьбы

-12,5

5. Появление торговой сети у предприятия

+10

6. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей

-12

6. Появление новых поставщиков

+3

7. Уровень загрязнения окружающей среды

-12

7. Банкротство фирм-торговцев

+2,5

8. Снижение цен на готовую продукцию

-12

9. Усиление конкурентных преимуществ конкурентов

-12

10. Выполнение государственного (областного, местного) бюджета

-10

11. Уровень смертности

-10

5. Введение в действие благоприятных законодательных актов для предпринимателей

-8

12. Криминализация общества

-6

13. Уровень рождаемости

-5

14. Усиление конкуренции

-4

15. Инновации в отрасли создания товаров

-2,5

16. Инновации в маркетинге

-2,5

17. Уровень изменения потребностей, предпочтений и вкусов покупателей

-2

18. Состояние природных ресурсов страны

-1

Итого:

-174,5

Итого:

+78,5

Таблица 5.2 - Формулирование проблемного поля для предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа

Микросреда предприятия

Макро- и мезосреда предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Квалификация персонала

2. Уровень подготовки кадров

3. Степень разработки управленческой философии

4. Маркетинговая стратегия

1. Степень стабильности

+15

+15

+7,5

+5

-6

Возможности

1. Поставки сырья

+21

+36

+36

+28,5

+26

+15

2. Появление новой продукции

+15

+30

+30

+22,5

+20

+9

3. Увеличение номенклатуры

+15

+30

+30

+22,5

+20

+9

4. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия

+12

+27

+27

+19,5

+17

+6

Угрозы

1. Повышение цен на сырье

-18

-3

-3

-10,5

-13

-24

2. Социальная обеспеченность

-17,5

-2,5

-2,5

-10

-12,5

-23,5

3. Темп инфляции

-15

0

0

-7,5

-10

-21

4. Уровень политической стабильности

-12,5

+2,5

+2,5

-5

-7,5

-18,5

На каждом полученном поле матрицы нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить из них те, которые могут учитываться при разработке стратегии.

Поле Сильные стороны и Возможности.

Сильные стороны предприятия превосходят слабые, а рынок предоставляет больше возможностей, нежели образует угроз. В такой ситуации предприятие должно применять активные действия для укрепления позиций на рынке путем расширения своей части, дифференциации продуктов, выведением на рынок товаров- новичков. Устойчивое финансовое состояние дает возможность выделить ресурсы на научно-исследовательские работы, увеличивать инвестиционный портфель, преодолевать конкурентов.

Таблица 5.3- Количественная оценка проблем предприятия на основе матрицы SWOT-анализа

Проблема

Оценка

Стратегия

1. Степень отсутствия финансовой стабильности предприятия

- 24

Финансовая стратегия

2. Отсутствие эффективной маркетинговой политики

-13

Маркетинговая стратегия

3. Степень разработки управленческой философии

-10,5

Стратегия управления персоналом

4. Уровень подготовки кадров

-3

Кадровая стратегия

5.Квалификация персонала

-3

Функциональная стратегия

Поле Сильные стороны и Угрозы.

Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной обороне. Эти предприятия могут избирательно осуществлять "контратаки" -- занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.

Поле Слабые стороны Возможности.

У предприятия преобладают слабые стороны, но имеются и благоприятные рыночные возможности. Нужно пытаться усилить конкурентные позиции в тех отраслях, где это возможно, с одновременной ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных подразделов. Целесообразно концентрировать внимание на снижении уровня расходов и повышении конкурентоспособности предприятия.

Поле Слабые стороны и Угрозы.

Слабые стороны предприятия преобладают, внешняя среда имеет только угрозы. Предприятия в такой неблагоприятной ситуации вынуждены постепенно сворачивать деятельность, перепрофилироваться, реинвестировать средства в другие отрасли. В отдельных случаях целесообразно объединяться с другими предприятиями