5. ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ SWOT-АНАЛИЗА
Следующим этапом стратегического анализа является составление стратегического баланса предприятия, под которым понимают объединение факторов внешней среды, которые положительно и отрицательно влияют на деятельность предприятия, с относительно сильными или слабыми сторонами деятельности предприятия. Составление стратегического баланса в западной литературе получило название SWOT-анализ.
Наипростейшим инструментом SWOT-анализа является матрица первичного стратегического анализа, которая позволяет упорядочить процесс осмысления всей существующей информации с использованием собственного мнения и оценок менеджера (Таблица 5.2).
Установив возможные парные комбинации: «возможности-сильные стороны», «возможности - слабые стороны», «угрозы - сильные стороны», «угрозы - слабые стороны», определяем, какие из них следует учитывать для выбора стратегии фирмы «Харбелл». Наиболее привлекательным является поле «возможности- сильные стороны» матрицы SWOT, которое выступает основой для формирования оптимистического прогноза, а наиболее опасным - поле «угрозы- слабые стороны», потому что такое объединение способствует реализации пессимистических прогнозов относительно деятельности фирмы. Ситуация с двумя другими полями не является четко определенной.
Составим вначале таблицу совокупной численной оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды фирмы «Харбелл» (См. Таблица 5.1).
Таблица 5.1 - Совокупная численная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды предприятия.
Микросреда |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
|||
1. Степень стабильности |
-6 |
1. Квалификация персонала |
+15 |
||
2. Уровень подготовки кадров |
+15 |
||||
3. Степень разработки управленческой философии |
+7,5 |
||||
4. Маркетинговая стратегия |
+5 |
||||
5. Отсутствие разработки стратегического планирования |
+5 |
||||
6. . Наличие организационной структуры |
+3 |
||||
7. Товарная политика |
+2,5 |
||||
8. Организационная структура производственного отдела |
+2 |
||||
9. Выполнение обязательств |
+2 |
||||
Итого: |
-6 |
Итого: |
+57 |
||
Макро- и мезосреда |
Угрозы |
Возможности |
|||
1. Снижение цен на сырье |
-18 |
1. Нарушение поставок сырья |
+21 |
||
2. Социальная обеспеченность |
-17,5 |
2. Появление новой продукции |
+15 |
||
3. Темп инфляции |
-15 |
3. Увеличение номенклатуры |
+15 |
||
4. Уровень политической стабильности |
-12,5 |
4. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия |
+12 |
||
5. Характер политической борьбы |
-12,5 |
5. Появление торговой сети у предприятия |
+10 |
||
6. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей |
-12 |
6. Появление новых поставщиков |
+3 |
||
7. Уровень загрязнения окружающей среды |
-12 |
7. Банкротство фирм-торговцев |
+2,5 |
||
8. Снижение цен на готовую продукцию |
-12 |
||||
9. Усиление конкурентных преимуществ конкурентов |
-12 |
||||
10. Выполнение государственного (областного, местного) бюджета |
-10 |
||||
11. Уровень смертности |
-10 |
||||
5. Введение в действие благоприятных законодательных актов для предпринимателей |
-8 |
||||
12. Криминализация общества |
-6 |
||||
13. Уровень рождаемости |
-5 |
||||
14. Усиление конкуренции |
-4 |
||||
15. Инновации в отрасли создания товаров |
-2,5 |
||||
16. Инновации в маркетинге |
-2,5 |
||||
17. Уровень изменения потребностей, предпочтений и вкусов покупателей |
-2 |
||||
18. Состояние природных ресурсов страны |
-1 |
||||
Итого: |
-174,5 |
Итого: |
+78,5 |
Таблица 5.2 - Формулирование проблемного поля для предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа
Микросреда предприятия Макро- и мезосреда предприятия |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||||||||
1. Квалификация персонала |
2. Уровень подготовки кадров |
3. Степень разработки управленческой философии |
4. Маркетинговая стратегия |
1. Степень стабильности |
||||||
+15 |
+15 |
+7,5 |
+5 |
-6 |
||||||
Возможности |
1. Поставки сырья +21 |
+36 |
+36 |
+28,5 |
+26 |
+15 |
||||
2. Появление новой продукции +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 |
|||||
3. Увеличение номенклатуры +15 |
+30 |
+30 |
+22,5 |
+20 |
+9 |
|||||
4. Склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия +12 |
+27 |
+27 |
+19,5 |
+17 |
+6 |
|||||
Угрозы |
1. Повышение цен на сырье -18 |
-3 |
-3 |
-10,5 |
-13 |
-24 |
||||
2. Социальная обеспеченность -17,5 |
-2,5 |
-2,5 |
-10 |
-12,5 |
-23,5 |
|||||
3. Темп инфляции -15 |
0 |
0 |
-7,5 |
-10 |
-21 |
|||||
4. Уровень политической стабильности -12,5 |
+2,5 |
+2,5 |
-5 |
-7,5 |
-18,5 |
На каждом полученном поле матрицы нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить из них те, которые могут учитываться при разработке стратегии.
Поле Сильные стороны и Возможности.
Сильные стороны предприятия превосходят слабые, а рынок предоставляет больше возможностей, нежели образует угроз. В такой ситуации предприятие должно применять активные действия для укрепления позиций на рынке путем расширения своей части, дифференциации продуктов, выведением на рынок товаров- новичков. Устойчивое финансовое состояние дает возможность выделить ресурсы на научно-исследовательские работы, увеличивать инвестиционный портфель, преодолевать конкурентов.
Таблица 5.3- Количественная оценка проблем предприятия на основе матрицы SWOT-анализа
Проблема |
Оценка |
Стратегия |
|
1. Степень отсутствия финансовой стабильности предприятия |
- 24 |
Финансовая стратегия |
|
2. Отсутствие эффективной маркетинговой политики |
-13 |
Маркетинговая стратегия |
|
3. Степень разработки управленческой философии |
-10,5 |
Стратегия управления персоналом |
|
4. Уровень подготовки кадров |
-3 |
Кадровая стратегия |
|
5.Квалификация персонала |
-3 |
Функциональная стратегия |
Поле Сильные стороны и Угрозы.
Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной обороне. Эти предприятия могут избирательно осуществлять "контратаки" -- занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.
Поле Слабые стороны Возможности.
У предприятия преобладают слабые стороны, но имеются и благоприятные рыночные возможности. Нужно пытаться усилить конкурентные позиции в тех отраслях, где это возможно, с одновременной ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных подразделов. Целесообразно концентрировать внимание на снижении уровня расходов и повышении конкурентоспособности предприятия.
Поле Слабые стороны и Угрозы.
Слабые стороны предприятия преобладают, внешняя среда имеет только угрозы. Предприятия в такой неблагоприятной ситуации вынуждены постепенно сворачивать деятельность, перепрофилироваться, реинвестировать средства в другие отрасли. В отдельных случаях целесообразно объединяться с другими предприятиями