Сведения о скрипке
"Царица музыки"- как принято величать скрипку среди непрофессионалов - инструмент древний. Первыми, полустертыми ее изображениями можно любоваться на пирамидах эпохи инков, в окрестностях озера Титикака (Перу), а более совершенными, вполне сохранившимися, украшенными разноцветной майоликой и золотой росписью - на фресках Юрьев-Польского "Приюта для калек и убогих" (Россия).
Глядя на несуразную форму этого, хорошо всем знакомого инструмента, именовать его "царицей" можно, лишь обладая избыточным запасом юмора или врожденным лицемерием. Откровенно говоря, скрипка - это небольшая, плоскогрудая, толстогузая, внутренне опустошенная особа, с худой, непомерно вытянутой шеей, черными оттопыренными ушами и крикливой прической, прикрывающей дырявую головку.
Если "царица", обладая столь незавидной внешностью, позволяет себе прилюдно сопеть, шипеть, а иной раз и повизгивать, подобно бесстыжей кокотке из дешевого кафе-шантана, уважающий себя слушатель, выкинув из ума легенду о ее царственном происхождении, с горьким чувством досады покидает концертный зал. Когда же при всей своей малопривлекательности скрипка поёт нежным, завораживающим голосом, вызывая всеобщий восторг, слезы умиления и несмолкаемые овации, связь исполнителя с нечистой силой не подлежит сомнению... но об этом позже. Даже вполне благопристойный голос скрипки по-разному действует на слушателей: одни при ее звуках замыкаются в себе, другие выходят из себя. В таких случаях настройка нервной системы играет не меньшую роль, чем настройка инструмента.
Стоимость скрипки зависит от степени ее изношенности и преклонности возраста. Некоторые экземпляры, весьма неприглядные с виду, битые, с потертым лаком, испещренные царапинами и "разукрашенные" трещинами, оцениваются чудаковатыми любителями старины в баснословные суммы. Но удивляться не стоит: как известно, меломаны, нумизматы, филателисты и прочие накопители древностей - люди психически неуравновешенные, хотя и вполне безобидные, поэтому осуждать их не будем, бог с ними!
Удивительная хрупкость скрипки, ее ломкость, даже при обычном падении на пол, не говоря уже о насильственном выбрасывании из окна или топтании ногами, а также непременная воспламеняемость, даже при кратковременном контакте с огнем, говорят о явных недостатках конструкции и неудачном подборе стройматериалов: дерево одно, дерево другое, третье... столярный клей, лак и т. д. Однако не будем набрасывать тень на работу старых скрипичных мастеров. Такие общеизвестные народные умельцы как Маджини, Страдивари, Гварнери и пр., работали отнюдь не плохо, отнюдь не "спустя рукава", да и в недостатках смекалки их не упрекнёшь. Будем справедливы - в их работе было много привлекательного. Но этих легкомысленных и порой беспечных итальянцев нисколько не беспокоила дальнейшая судьба созданных ими инструментов. А сколько их, вполне пригодных для игры, было разбито, превращено в щепки, в тлен в годы бесконечных войн, революций и прочих стихийных бедствий! А сколько их гниет на дне морском, в затопленных яхтах, пароходах и подводных лодках, являясь убежищем для мурен и раков-отшельников!
А сколько их было случайно растерзано восторженной и не случайно негодующей публикой!..
Хватит, забудем о тяжелом, безрадостном скрипичном прошлом и позволим себе заглянуть в Светлое Скрипичное Завтра...
Скрипка будущего - это прочная, водостойкая, огнеупорная, звукоотталкивающая конструкция традиционно изящной формы, имеющая минимальный вес и яркую оптимистическую окраску.
При изготовлении скрипок смелее будут использоваться новые материалы: слоистые композиции из благозвучных пластмасс с дюралем, а, может быть, даже с цирконием... Будут вводиться новейшие технологии: изготовление деталей при помощи роботов, литье под давлением в водородной среде, лазерная кройка, сварка, пайка и штопка. Не исключено, что в недалеком будущем сборка инструментов будет осуществляться в открытом космосе.
Воистину, скрипачей будущего ожидает счастье!
Гоп со смыком - это буду я!
Из воровского фольклора
- 30 Сентября 1960 года.
- Пылающее сердце
- Заслуженный акын
- Возьмем на поруки
- От автора
- Черный ангел
- Сведения о скрипке
- Сведения о смычке
- Подготовка к началу занятий
- Исторический очерк
- История скрипичной эволюции
- Облик скрипача, его постановка и движения
- Поведение скрипача на эстраде
- Скрипичный звук
- Кит и медуза
- Сколько следует упражняться?
- Двойные ноты
- Скрипичная трель
- Вибрация
- Мартеле
- Флажолеты
- Пиццикато
- Нервы, психика и карьера
- Целеустремлённость
- Методика узкой специализации
- Репертуар
- Репертуар избранный - целенаправленный
- 100 000 Комаров в минуту - Кукареску
- 33 Миллиона коммунистов - Пипкова
- Примечания