logo
iksov (sementsov-ogievskiy KM) (1)

Скрипичный звук

В литературных источниках, связанных со скрипично-исполнительской деятельностью, упорно отстаивается мысль, будто бы красивый звук - есть дар Божий; что появляется он в минуты, когда рукой музыканта водят ангелы небесные. Конечно же, это неверно или, скажем, не совсем верно. Дело в том, что одним скрипачам красивый звук даруется Богом, а другим - нечистой силой, то есть дьяволом, который тоже умеет неплохо водить смычком своей когтисто-мохнатой лапой. Следует подчеркнуть, что вторая группа исполнителей более многочисленна. И какие имена! Тартини, Педрилло, Паганини, Латинский, Полякин, Башмет... всех не перечесть! Существует немало доказательств их прямой связи с нечистой силой: безумно-пронзительный взгляд, извращенная форма носа, мрачно-крикливая прическа, бескровный цвет лица, нервозность движений, но, самое главное, - сверхъестественное владение инструментом (прим. 18).

 

Однако утверждения многих скептиков, будто бы этим гениальным душепродавцам в недалеком будущем суждено вариться в кипящих котлах или гореть в адском пламени, весьма сомнительны и на образованного человека не производят желаемого впечатления. Известно, что в сравнении с земной жизнью и в аду можно неплохо устроиться, тем более профессиональным музыкантам, и что оптимистическое ясновидение Михаила Булгакова намного убедительнее устрашающих апокалиптических запугиваний Алигьери Данте. Так что за судьбу гениальных исполнителей, попавших в преисподнюю, беспокоиться не стоит (прим. 19), без профессиональной работы они там не останутся.

 

Но позвольте, воскликнет взволнованный читатель, что же в таком случае прикажете делать скрипачам, не пожелавшим связывать карьеру с подобными "благотворителями"? Как быть музыкантам, не возлагающим надежду ни на Бога, ни на черта? Скажу, положа руку на сердце, их путь будет тяжек, тернист и непредсказуем. Таким смельчакам может оказать поддержку лишь врожденный талант, крепкое здоровье и неутомимость в работе. При отсутствии этих "трех китов" звучание скрипки будет неудобоваримым, а судьба ее хозяина весьма печальной. Его будут унижать, оскорблять, над ним будут насмехаться, его могут побить, например, в Италии, или даже убить, например, в России. В лучшем случае он станет нищим-попрошайкой, приводя прохожих в уныние, а то и негодование неопрятностью звуковой палитры. Если же у такого бедолаги хватит ума держать при себе дрессированного тушканчика, который, сидя на плече исполнителя, вторил бы его игре жалобным писком, то количество подаяний заметно возрастет и их может хватить на скромное совместное пропитание.

 

Эту насыщенную драматизмом главу мы завершаем басней, которая поможет осознать всю серьезность выбора профессии и предостеречь от опрометчивого шага.