logo search
ГИА Управление персоналом

Обучение можно проводить различными методами:

на рабочем месте;

— короткие консультации, инструктаж в процессе работы;

— организованные курсы обучения в течение какого-то времени;

— краткосрочные курсы с отрывом от производства.

Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:

— целей и задач обучения;

— срочности обучения;

— финансовых возможностей предприятия;

— наличия инструкторов, учебных материалов, помещений;

— характеристики участников обучения (их квалификации, мотивации, уровня подготовки);

— квалификации и компетенции преподавателей и т.п.

Целесообразно продумать и такие вопросы: кто будет осуществлять

обучение; кого необходимо обучать; где организовать обучение; какова продолжительность обучения; какова его стоимость?

При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% — того, что читали; 20% — того, что слышали; 30% — того, что видели; 50% — того, что слышали и видели; 70% —того, что слышали, видели и обсуждали; 80% — того, что говорили сами;

90% — того, что делали сами.

Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию

приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводить-

ся как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой

обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Инструк-

таж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение

конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных

обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством

развития простых технических навыков труда.

Наставничество является наиболее часто применяемым методом

профессионального обучения, который характеризуется тем, что настав-

ник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных

без освобождения от основной работы. Применяется для обучения раз-

ных категорий работников — от рабочих до руководящих должностей.

Данный метод требует особой подготовки и склада характера от

наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и ква-

лификации наставника, его способности общаться, мотивировать, под-

держивать своего подопечного, осуществлять конструктивную обратную

связь о результатах работы.

Ротация представляет собой перемещение работника с одной пози-

ции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы,

приобретения новых навыков.