Обучение можно проводить различными методами:
— на рабочем месте;
— короткие консультации, инструктаж в процессе работы;
— организованные курсы обучения в течение какого-то времени;
— краткосрочные курсы с отрывом от производства.
Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
— целей и задач обучения;
— срочности обучения;
— финансовых возможностей предприятия;
— наличия инструкторов, учебных материалов, помещений;
— характеристики участников обучения (их квалификации, мотивации, уровня подготовки);
— квалификации и компетенции преподавателей и т.п.
Целесообразно продумать и такие вопросы: кто будет осуществлять
обучение; кого необходимо обучать; где организовать обучение; какова продолжительность обучения; какова его стоимость?
При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% — того, что читали; 20% — того, что слышали; 30% — того, что видели; 50% — того, что слышали и видели; 70% —того, что слышали, видели и обсуждали; 80% — того, что говорили сами;
90% — того, что делали сами.
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию
приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводить-
ся как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой
обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Инструк-
таж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение
конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных
обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством
развития простых технических навыков труда.
Наставничество является наиболее часто применяемым методом
профессионального обучения, который характеризуется тем, что настав-
ник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных
без освобождения от основной работы. Применяется для обучения раз-
ных категорий работников — от рабочих до руководящих должностей.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от
наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и ква-
лификации наставника, его способности общаться, мотивировать, под-
держивать своего подопечного, осуществлять конструктивную обратную
связь о результатах работы.
Ротация представляет собой перемещение работника с одной пози-
ции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы,
приобретения новых навыков.
- Цель и задачи управления персоналом в сфере культуры и кадровая политика
- Личные факторы в управлении персоналом
- Этапы развития управления персоналом как вида деятельности .
- Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
- Виды адаптации
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Переподготовка и повышение квалификации
- Обучение можно проводить различными методами:
- Основными методами обучения вне рабочего места являются:
- Основными задачами мотивации являются:
- Оценка результатов работы персонала