logo search
Востребованность специалистов в сфере высшего профессионального образования в Курской области

1. Высшее профессиональное образование и работа по специальности.

Россия - лидер по числу людей с высшим образованием. 620 человек из 1000 окончили вуз. Этих показателей страна достигла за последние 15 лет, когда открылось множество частных вузов. "85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Это фантастический результат. Фактически высшее образование стало социально обязательным, без него не сделать карьеру", - говорит ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Но популярность образования обернулась тем, что его качество оставляет желать лучшего. Только в 16% российских вузов проводятся исследования. Это не просто низкий показатель, а запредельно низкий - в развивающихся странах исследования проводятся в 35-40% вузов. В колледжах ситуация не лучше: их выпускники зачастую становятся простыми рабочими, а значит, существенная часть российских средних специальных учебных заведений функционирует как ПТУ. Во-вторых, в учебных заведениях сохраняется слишком много специализаций, и, когда спрос меняется, выпускник тут же оказывается за бортом.

Эксперты не смогли сказать, сколько выпускников в каждой области нужно подготовить, чтобы все они работали по специальности. "Мы ушли от плановой экономики, поэтому востребованность специалистов определяет рынок, - пояснил Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ. - Никто заранее не может спланировать, сколько специалистов нам понадобится через 10 лет. Вузы должны сами улавливать сигналы рынка".

Но одно можно сказать точно: в России нет перепроизводства юристов и экономистов, как принято считать. Профессионалов не хватает во всех сферах занятости. "Только 30 тысяч экономистов из 300-400 тысяч, которых каждый год выпускают вузы, имеют необходимые профессиональные навыки. А потребность в них составляет 150 тысяч, так что одни устраиваются на приличную работу, а другие уходят в смежные профессии или находят работу классом ниже", - пояснил Ярослав Кузьминов.

Исследователи предложили свои меры для изменения ситуации. Первое: чтобы 50% выпускников смогли воспользоваться полученными в вузе знаниями, необходимо резко сократить огромное - доходящее до 600 наименований - количество специальностей, оставшихся в вузах с советских времен. Не учить филологов на теплоэнергетических факультетах, а переводчиков в технических вузах. Вторая мера: сделать массовым образование на уровне бакалавриата в соответствии со склонностями человека, а после четырех лет обучения давать профессиональные навыки. И, наконец, предложить государству оплачивать практику выпускников на предприятиях, владеющих новыми технологиями, чтобы повысить их цену.