Классификация рисков
Риски могут быть различными. В управлении рисками необходимо учитывать их особенности и индивидуальные свойства. Для этого необходимо всю совокупность рисков представить в виде их классификационного деления. Каждая из групп рисков будет отражать их основные черты и, следовательно, определять возможности и конкретные формы управления рисками. Классификация рисков может быть сделана по различным критериям и основаниям.
По источникам возникновения можно выделить риски субъективные, связанные с личностными чертами человека и объективные, возникающие из объективных, независящих от человека обстоятельств функционирования предприятия.
Существуют различные риски в зависимости от масштабов управления. Здесь можно выделить риски локальные и общесистемные. Часто это классификационное деление дается в составе рисков организации, отрасли, народного хозяйства, региона, мировой экономики. Причем эта классификация не обязательно отражает уровень управления. Так, например, риск в деятельности менеджера отдельной организации может отражать не только деятельность этой организации, но и региона и даже мировой экономики. Наиболее это заметно в решении экологических проблем, безопасности жизнедеятельности, развития энергетики и пр.
По сфере возникновения риск может быть внешним: неожиданные изменения в экономической обстановке в стране, стихийные бедствия, валютный риск, скачки конъюнктуры на мировом рынке и пр. и внутренним, связанным с состоянием финансов, социально-психологическими проблемами, недостатками организации работы и пр.
По характеру проявления можно выделить риски простые и комплексные. Простые риски содержат один или небольшое количество факторов, которые можно рассматривать как независимые друг от друга. Комплексный риск, как правило, содержит множество факторов, теснейшим образом связанных друг с другом, зависимых друг от друга. Такие риски учитывать трудно. Необходимо видеть и оценивать эти зависимости. И чем полнее будет такая оценка, тем успешнее может быть управление рисками.
Различаются риски и по вероятности достижения ожидаемого эффекта. По этому критерию можно выделить риски с минимальным (диапазон 0 – 25%), повышенным (25 – 50%), критическим (50 – 75%), катастрофическим (75 – 100%) уровнем возможного снижения ожидаемого эффекта.
В практике антикризисного управления большое значение имеет и различие частных рисков и общих. Первые касаются отдельных сторон или областей деятельности организации, тогда как вторые охватывают все стороны и могут включать в зону риска смежные и даже внешние организации. Среди общих рисков большое значение имеют социально-политические (оплата труда, занятость, внешние связи, государственная экономическая политика и пр.), социально-экономические (инвестиции, товарооборот, ценообразование, монополизация, банкротство, конкуренция и пр.), организационно-правовые (соблюдение требований законов, правовых актов и процедур и пр.).
Если риск рассматривается относительно принятия и реализации проекта, то можно выделить риски начальной стадии реализации проекта и заключительной. Эти риски можно назвать инвестиционный и предпринимательский. Инвестиционный риск возникает на этапе подготовки и запуска проекта в реализацию, предпринимательский – на этапе получения результата.
По сферам деятельности организации можно также рассматривать отдельно риски: производственный (использование производственных мощностей), финансовый (возможности финансирования и распределение финансовых средств), организационный (возможности организационной перестройки), технико-технологический (надежность техники и качество технологий).
- Антикризисное управление
- Учебное пособие
- Для студентов экономического факультета
- Глава 1. Стратегии антикризисного управления
- Разработка стратегии антикризисного управления организацией
- Исследование и корректировка стратегии антикризисного управления
- Тактика реализации стратегии антикризисного управления
- Вопросы для размышления
- Литература
- Глава 2. Антикризисные инновации
- Понятие антикризисных инноваций
- Внешняя среда антикризисного управления
- Процессные антикризисные инновации
- Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов
- Инновации в управлении персоналом
- Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками)
- Продуктовые инновации
- Аллокационные инновации
- Дробление крупных фирм
- Факторы успеха и "подводные камни" реорганизации предприятия путем его дробления
- Особенности дробления при образовании концерна или холдинговой группы
- Слияния предприятий
- Поглощение предприятия
- Банкротство предприятия
- Вопросы для размышления
- Литература
- Глава 3. Технологии антикризисного управления
- Понятие технологии антикризисного управления
- Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
- Морфологический анализ проблем
- Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
- Вопросы для размышления
- Литература
- Глава 4. Управление рисками
- Понятие и характеристики риска
- Классификация рисков
- Методы оценки рисков в антикризисном управлении
- Управление рисками: механизмы и методы
- Вопросы для размышления
- Стратегический контроллинг в антикризисном управления
- Тактический и оперативный контроллинг
- Связь стратегического и тактического контроллинга
- Вопросы для размышления
- Литература
- Заключение
- Глава 1. Стратегии антикризисного управления 2
- Глава 2. Антикризисные инновации 12
- Глава 3. Технологии антикризисного управления 45
- Глава 4. Управление рисками 59