Методика узкой специализации
Крупнейшей ошибкой в методике современного скрипичного обучения является нагромождение различных композиторских стилей, творческих направлений и смешение эпох в одну звуковую кучу, что, естественно, со всей мощью, словно груда камней, обрушивается на головы молодых исполнителей. Отсюда их разобщенность, растерянность, духовная нищета, их разочарования в жизни и, как следствие, творческая несостоятельность, толкающая их в другие, более доступные области: бизнес, мафиозные структуры, уличное музицирование, а то и ночные увеселительные заведения.
Действительно, что может быть общего между монументальными созиданиями Иоганна Себастьяна Баха и чисто формалистическим штукарством Г. Шрадика? Между умиротворяющей мелодикой Оскара Ридинга и нервно-какофоническими переплетениями Д. Шостаковича? Между возвышающими душу интонациями Вольфганга Амадея Моцарта и звуковыми извращениями А. Шнитке? Способен ли один педагог направить интересы ученика одновременно ко всем, столь разноречивым, разнохарактерным композиторским творениям?!
Я убежден, что во всех достойных уважения музыкальных учебных заведениях для изучения творчества каждого композитора должен быть выделен отдельный педагог, со специально подобранной группой учащихся - искренних почитателей данного композитора. Подобная - прогрессивная - система обучения позволила бы глубже проникнуть в творческие кладовые облюбованного композитора, выявить положительные и отрицательные стороны его таланта, вскрыть возможную ошибочность его концепций, устранить кое-какие ритмические и гармонические несуразности, заменить отдельные, неудобные для исполнения ноты, их группы, а, может быть, и ладотональности. Причем название данного произведения может подлежать замене лишь в крайнем случае (прим. 32).
Столь высокопрофессиональное направление методики скрипичного обучения могло бы вдохновить музыкальную общественность на проведение Международных конкурсов скрипачей по "олимпийской системе", а именно, разделив исполнителей по соответствующим секциям: "бахистов", "чайковшистов", "крейслеристов", "сарасатистов", "изаистов", "зейтцистов", "мендельсоно-бартольдистов" и т. д. В таком случае не фальшивые ноты, не степень скрипучести звука, не позиционные неудачи стали бы критерием в оценке жюри, а глубина проникновения в стиль, в сердце композитора, в глубину его таинственной музыкальной души.
Признание достоинств узкой специализации открыло бы дорогу к проведению в музыкальных столицах мира Международных конкурсов по отдельным штрихам, приемам игры. Например: соревнования по "количеству нот на один смычок в штрихе легато", или по "остроте штриха мартеле", или по "скорости фингерзированных октав"...
Как торжественно звучало бы почетное звание - «Победитель Международного конкурса по "благозвучию четырехзвучных аккордов" или по "ритмичности штриха спиккато"»! А "Золотая медаль" за "самое быстрое стаккато Венявского"!
Предварительные прослушивания в таких случаях следовало бы проводить раздельно, по возрастным и половым признакам: для юношей, мужчин и старичков и для девушек, женщин и старушек.
Масштабы узкой специализации поистине безграничны. Например, соревнования по штриху стаккато можно было бы разбить на несколько категорий: "кистевое", "пальцевое", "локтевое", "лопаточное" или же "летучее", "ползучее", "прижатое" и "зажатое".
А какие захватывающие дух состязания можно было бы проводить по чистоте интонации в гаммах и пассажах "тритонами", или "большими септимами", или же "малыми нонами"!.. (прим. 33)
Пустые стадионы и переполненные концертные залы - вот грядущие последствия скромных предложений автора.
- Концерт противный, гадкий,
я хочу другой!
- Играй, что хочешь, моя прелесть,
черт с тобой...
Карл Флеш
- 30 Сентября 1960 года.
- Пылающее сердце
- Заслуженный акын
- Возьмем на поруки
- От автора
- Черный ангел
- Сведения о скрипке
- Сведения о смычке
- Подготовка к началу занятий
- Исторический очерк
- История скрипичной эволюции
- Облик скрипача, его постановка и движения
- Поведение скрипача на эстраде
- Скрипичный звук
- Кит и медуза
- Сколько следует упражняться?
- Двойные ноты
- Скрипичная трель
- Вибрация
- Мартеле
- Флажолеты
- Пиццикато
- Нервы, психика и карьера
- Целеустремлённость
- Методика узкой специализации
- Репертуар
- Репертуар избранный - целенаправленный
- 100 000 Комаров в минуту - Кукареску
- 33 Миллиона коммунистов - Пипкова
- Примечания