logo search
Алексеев А

3.1. Рекомендации по автоматизации процесса управления в аптечной сети «ип Якупова е.К.»

Успешность коммерческой и производственной деятельности предприятия в значительной степени зависит от оперативности управления и документооборота.

В сложившемся положении традиционное ведение бухгалтерии в «бумажной» форме перестаёт удовлетворять настоящим потребностям современного предприятия. В условиях такой рыночной динамики единственной альтернативой является переход на электронную форму ведения бухгалтерского учёта и документооборота. Использование компьютерных сетей и специальных комплексов программ для управления становиться нормой для крупных предприятий. Такой подход даёт возможность ощутимо сократить затраты времени на обработку входящих, исходящих и внутренних документов предприятия. Помимо временных затрат такая модель учёта обеспечивает гораздо большую надёжность, сохранность и безопасность документации. Использование вычислительной техники и специальных программ позволяет сократить число персонала, занятого в документообороте, что в свою очередь даёт экономию средств.

Поэтому в настоящее время эффективное управление персоналом возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью создаются автоматизированные информационные системы управления персоналом.1

Автоматизированная информационная систем – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи. Система имеет два уровня. На первом уровне поддерживается процесс стратегического управления, на втором - управление внутренней и внешней эффективностью.

Проходя практику мною было выявлено, что в аптечной сети «ИП Якупова Е.К.» используются различные средства автоматизации рабочего процесса: информационная сеть, программное обеспечение, средства механизации и автоматизации труда работников. Но, несмотря на это такие работы как ведение штатного расписания, учет кадров, кадровый документооборот, табельный учет, расчет заработной платы по-прежнему ведутся вручную. Поэтому следующим шагом в развитии организации я предлагаю внедрение автоматизации процесса управления персоналом. Цель автоматизации функций управления - минимизировать затраты труда по управлению организации и создать максимально благоприятные условия информационного обслуживания специалистов при подготовке и принятии ими своевременных и обоснованных решений.

Для решения поставленных задач предназначен комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств – автоматизированная информационная система управления персоналом (АИСУ).

Современные автоматизированные информационные системы управления персоналом предназначены для оптимизации работы, в первую очередь, руководства и персонала кадровых служб предприятий (помимо бухгалтерии и некоторых других подразделений) и играют большую роль в повышении производительности их труда. В частности, менеджеры по персоналу при помощи таких систем избавляются от выполнения рутинных операций при работе с кадрами, подготовке и учете приказов (существуют оценки, что только на работу с документацией по персоналу кадровики тратят до 60% своего рабочего времени). Автоматизированное хранение и обработка полной кадровой информации также позволяет эффективно осуществлять подбор и перемещение сотрудников. Кроме того, автоматизированный расчет заработной платы с учетом информации о позициях штатного расписания, отпусках, больничных, командировках, льготах и взысканиях дает возможность работникам бухгалтерии точно и оперативно начислять зарплату, формировать бухгалтерские отчеты, относить затраты на себестоимость.1

В настоящее время на российском рынке наблюдается подлинное многообразие предложений по разработке и поставке автоматизированных систем управления персоналом, как отечественных, так и западных. К достоинствам отечественных пакетов можно отнести их адаптированность к российской системе учета и делопроизводства, а также более низкую цену по сравнению с наиболее известными пакетами западных фирм. К преимуществу западных пакетов относится в некоторых случаях значительно более полная функциональность. Вот лишь некоторые из компаний, предлагающих на российском рынке HR- системы: АйТи; АиТСофТ; АСК; Атлант/Информ; Белтел; Бизнес Сервис-Софт; Бизнес-Консоль; Бэст; Гарант-Инфоцентр; Гектор; Гуманитарные Технологии; Инвента; Интех; Инфософт; Информконтакт; Инэк; Компьюлинк УСП; Ланкс; Ливс; Омега; Прайс/Уотерхаус Куперс; Риккон; С+; Северо-Западный Центр Новых Информационных Технологий; Си Технолоджи; Спутник Лаборатори; Трансфер Эквипмент Восток; Центр Мосвест; Центр информационных технологий Телеком-Сервис; ЭАСК; Эдвантедж Софт; Эксперт; Элко Технологии; 1C; INFIN; Oracle; Renaissance; Robertson&Blums; SAP AG и др.

Рассмотрим наиболее популярные и доступные отечественные программы. Безусловно, одной из наиболее распространенных на российском рынке отечественных автоматизированных систем управления персоналом является БОСС-Кадровик, разработанная и успешно продвигаемая компанией АйТи. Зафиксированы уже сотни внедрений БОСС-Кадровика на российских предприятиях. В настоящее время система БОСС-Кадровик эксплуатируется на предприятиях энергетики, нефтегазовой отрасли, металлургии, торговли, пищевой промышленности, в банковской сфере, в транспортных компаниях, в государственных бюджетных организациях, на предприятиях фармацевтической промышленности и издательско-рекламного профиля, в представительствах иностранных фирм.

Занимает определенную долю российского рынка и программный комплекс управления персоналом «АиТ:\Управление персоналом» разработки компании АиТСофТ. По утверждению АиТСофТ, данный программный комплекс создан на базе изучения некоторых западных систем (в частности, модулей HR-системы SyteLine (SYMIX) и модуля «Персонал» в Oracle Aplications (Oracle)), а также ряда российских разработок (группы компаний БИГ, РОЭЛ-Консалтинг, Психология и Бизнес).

Программный комплекс «АиТ:\Управление персоналом» создан по модульному принципу и состоит из следующих модулей:

-заработная плата;

-кадровый учет;

-табельный учет;

-персонифицированный пенсионный учет;

-конфигурация системы;

-учет коллективных и бригадных работ.

Для решения других специфических задач кадрового менеджмента, например, аттестации и оценки персонала, могут использоваться дополнительные модули или специализированные продукты третьих производителей.

Компания АСК предлагает систему управления персоналом TRIM-Персонал. Она входит в пакет программ TRIM и реализует функции работы с персональной информацией о работниках, нанятых по контракту для работы в фирме.

Основные функции программы:

-формирование персональных учетных карточек работников;

-отслеживание контрактного статуса работника;

-управление сменами.

Основной единицей программы является персональная учетная карточка работника. В программе TRIM-Персонал, помимо вывода основного списка работников, предусмотрена возможность создания списков по таким характерным признакам как контракты и документы. Документы и контракты, наряду с личной информацией о работнике, являются основой для формирования персональной учетной карточки, т. к. на основе этой информации строятся взаимоотношения фирмы и работника.

Справочники служат для создания и ведения списков типовых документов, необходимых для формирования учетных карточек персонала. Администратор ведет несколько основных типов справочников. Например, «Справочник типов документов», который содержит все основные типы квалификационных, медицинских и других документов, формирующих учетную карточку работника; «Справочник видов образования» и т. д.

Компания Центр информационных технологий Телеком-Сервис продвигает программный комплекс управления персоналом «Персонал-2000», предназначенную для применения в средних и крупных предприятиях и организациях. Комплекс разработан для использования в рамках единой корпоративной информационной системы, построенной в архитектуре «клиент-сервер» на базе технологий UNIX, Oracle и Microsoft. Основные функциональные возможности комплекса:

-хранение штатных расписаний и должностных инструкций организации;

-ведение учета вакансий в организации;

-учет и хранение личных дел сотрудников организации и претендентов на вакансии (персональные данные, образование, предыдущие места работы, навыки и умения, знание языков и т. п.);

-хранение резюме кандидатов на вакансии;

-учет и хранение результатов оценки кандидатов;

-формирование отчетов по персоналу, в том числе отчетов по запросу пользователя;

-хранение полностью настраиваемой структуры оплаты труда в организации для поддержки принятия решений по стимулированию сотрудников (возможно определение произвольных дополнительных выплат сотрудникам и должностным лицам организации).

Клиентское ПО комплекса разработано для ОС MS Windows 95 и MS Windows NT Workstation. Серверная часть реализована под управлением СУБД Oracle1.

Подавляющее большинство комплексных корпоративных информационных систем зарубежной разработки построены по модульному принципу и имеют в своем составе модуль управления персоналом, реализующий автоматизированное управление кадрами (нередко управление кадрами объединено также с расчетом зарплаты). Можно назвать такие известные в мире системы, имеющие в своем составе Human Resources (HR) модули, как SAP R/3, Baan, Oracle Applications и др. Cуществуют и автономные программные пакеты управления персоналом, одним из примеров которых является ПО Renaissance CS Human Resources2.

Западными разработчиками утверждается, что внедрение АИС позволит предприятию получить организационные, экономические и социальные эффекты. Организационные эффекты заключаются в следующем3:

- сокращении времени принятия решений на всех уровнях управления предприятием;

- повышении качества кадровых решений;

-оперативности подготовки отчетности для органов государственного управления в соответствии с российскими законодательными и нормативными требованиями.

В свою очередь, влияние экономических эффектов от внедрения АИС позволяет:

- снизить затраты на управление персоналом;

- повысить производительность труда персонала;

- оптимально использовать профессиональные качества конкретного сотрудника предприятия.

Социальный эффект состоит в следующем:

- персональном учете пенсионных накоплений сотрудников предприятия;

- ведении полной индивидуальной трудовой истории персонала предприятия;

- подготовке руководящего резерва и продвижении по службе наиболее перспективных сотрудников предприятия.

Безусловно, западные разработчики вложили в создание данных автоматизированных информационных систем огромные человеческие и материальные ресурсы, а также накопили опыт их внедрения на сотнях и тысячах зарубежных предприятий. В то же время, существуют определенные ограничения для распространения этих модулей на российских предприятиях (не принимая во внимание такие факторы, когда собственниками предприятия являются западные инвесторы, а внедряемая система принята в качестве корпоративного стандарта). Основными из этих ограничений являются:

- высокая цена внедрения и поддержки (например, стоимость расчета зарплаты для одного сотрудника предприятия может достигать нескольких тысяч долларов);

- функциональная избыточность (например, данные HR-модули включают такие невостребованные пока на российских предприятиях функции, как индивидуальное планирование служебного роста сотрудника предприятия; отображение долгосрочных тенденций в потенциале сотрудника; учет снижения квалификации сотрудника (в зависимости от продолжительности его перерыва в работе по специальности), влияющий на размер его зарплаты; планирование мероприятий по повышению квалификации персонала с заблаговременным резервированием помещений и др.);

- недостаточная скорость адаптации к динамически изменяющемуся российскому законодательству (особенно, налоговому);

- в некоторых случаях, недостаточная полнота локализации интерфейсов.

Тем не менее, в настоящее время зарегистрировано немалое число внедрений, достигающее десятков, автоматизированных систем западной разработки на крупных российских предприятиях.

Программа по автоматизации учета персонала, на мой взгляд, в первую очередь должны предусматривать ведение личных карточек сотрудников. С использованием личных карточек обычно ведется полный учет данных о сотрудниках, включая переводы и назначения, отпуска, командировки, больничные листы, поощрения, взыскания, льготы, данные об образовании, профессии, сведения о детях, дате и месте рождения, семейном положении и др. Программа должна предусматривать возможность фиксировать как можно больший набор различных данных (в том числе, например, возможность хранения и просмотра фотографий сотрудников). В конкретной организации сотрудник отдела кадров или менеджер может вводить и в дальнейшем использовать не всю совокупность признаков, а только те данные, которые необходимы в работе. Личные карточки уволенных сотрудников должны передаваться в архив с возможностью их дальнейшего поиска и просмотра.

Изучив рынок автоматизированных систем управления персоналом, я предлагаю внедрить в работу аптечной сети предпринимателя автоматизированную информационную систему управления БОСС-Кадровик компании АйТи.

БОСС-Кадровик функционирует на сотни российских предприятий, в том числе и на предприятиях фармацевтической промышленности. Решение по управлению персоналом компании "БОСС. Кадровые системы" обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими аналогичными отечественными и зарубежными программными продуктами, это1:

Внедрение автоматизированной информационной системы «БОСС-Кадровик» может дать предприятию высокие показатели социальной и экономической эффективности.  С внедрением системы «БОСС-Кадровик» дорогие решения в части управления персоналом на предприятии становятся не нужны. Руководство получает корректную информацию по управлению и осуществляет его в соответствии с законодательством, коллективными договорами и коллективными условиями, а таких на предприятии бывает несколько сотен. Можно говорить об имиджевом эффекте работодателя, для которого очень важна корректность обращения с персоналом: честные отношения, правильные расчеты, отсутствие ошибок.

Задача не сводится к получению прямого экономического эффекта. Вполне оценить подобный эффект действительно трудно, но даже если рассматривать только задачу по сопровождению системы, то он очевиден. При наличии централизованного сопровождения ядра системы количество изменений и количество разработок уменьшается прямо пропорционально количеству предприятий, на которых функционируют эти системы1.