Подготовка к началу занятий
1. Для начала занятий необходимо приобрести скрипку, хорошо бы Московского завода им. Стеньки Разина. Инструменты эти сравнительно прочные, звучат сравнительно недурно, купить их сравнительно нетрудно, и цена их сравнительно невысокая. При желании можно подобрать что-нибудь из "итальянцев", хотя особой прочностью они не отличаются, стоят несравнимо дороже, а звучат примерно так же.
Кроме того, можно рекомендовать скрипки французские, немецкие, чешские, японские, украинские, шведские, китайские и даже новозеландские, кстати, прочность последних вполне приемлемая.
2. Смычок нетрудно изготовить самому. Если же, не обладая ремесленной хваткой, вы решились на покупку смычка в магазине, помните: вес его не должен превышать 250 грамм, толщина трости - не более 15 миллиметров, боковая искривленность - не свыше 25 градусов, волоса должно быть не менее двух десятков, а винт натяжения обязан поворачиваться хотя бы при помощи плоскогубцев.
3. Если в купленном смычке волос отсутствует, следует безотлагательно заняться его поисками. Известно, что цвет смычкового волоса зависит от окраса лошади, или лучше коня, из хвоста которого он добывается. Поэтому, подойдя к табуну, следует осмотреться и подыскать колор, соответствующий вашему вкусу, и лишь тогда приступать к его экспроприации. Не верьте утверждениям, что к лошади нельзя подходить только сзади. Лошади не только лягаются, но и преотлично кусаются, а падая, могут раздавить вас своим боком в лепешку, что не раз случалось в средние века даже с закованными в латы рыцарями. Наиболее безопасно приближаться к облюбованному вами хвосту сверху при помощи подъемного крана, воздушного шара или же, что проще, - обычного вертолета. В результате и волос добудете, и жизнь сохраните.
4. Если вы купили в детском магазине набор "Сделай скрипку сам", внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Наличие звука и приемлемость формы инструмента во многом будут зависеть от выполнения вами правил сборки.
5. Покупая сурдинку, не спутайте ее с сардинкой или сарделькой. А спутав, не спешите прилаживать её к инструменту.
6. Чтобы вас не приняли за бродячего музыканта (менестреля), скрипку по улицам следует носить в футляре.
7. Предохраняя ноты от стихийных бедствий и непогоды - дождя, снежной метели, песчаных бурь, цунами, налетов саранчи и пр. - носить их следует за пазухой, свернутыми в трубочку.
8. Если ваш инструмент представляет значительную ценность, перевозить его во время гастролей следует в разобранном виде, перемешав с деталями других, менее ценных инструментов. В таком случае потенциальные похитители окажутся в полной растерянности и останутся "с носом"!
9. Ноты покупать совсем не обязательно. По старой и доброй традиции их заимствуют у педагога. Это позволяет ученику стать обладателем неповторимой нотной коллекции: выверенные штрихи, родная аппликатура, исторические пометки в тексте и на полях. Но самое главное - сохраняется иллюзия общения со своим любимым учителем.
10. Педагога хорошо бы подыскать не очень старого, не слишком умного и доброго, однако и не слишком молодого, не очень глупого и строгого. Среднеобразованный, среднетребовательный педагог - как раз то, что и нужно не очень способному, не слишком целеустремленному и трудолюбивому ученику.
11. Несколько слов о струнах. Скрипичные струны выгоднее и проще покупать в магазине "Рыболов-спортсмен" на катушках по 50 и 100 метров:
"МИ" (уклеечное) - Д=0,15 мм
"ЛЯ" (окуневое) - Д=0,35 мм
"РЕ" (сомово-лещевое) - Д=0,6 мм
"СОЛЬ" (акулье) - Д=1 мм и толще.
12. Если, не дай бог, лопнувшая струна выбьет скрипачу глаз, с этого момента он имеет право называть себя скрипачом "одноглазым".
13. Знайте: скрипичной игре можно обучаться только лицам мужского или женского пола. Остальным следует рекомендовать широкий выбор других, менее ответственных и капризных инструментов.
14. И совет последний: бросать скрипку в печку или костер следует, лишь убедившись окончательно, что степень вашей бездарности воистину безгранична.
Много есть истин, друг Горацио,
Но каждая с изъяном, дружище...
Вильям Шекспир
- 30 Сентября 1960 года.
- Пылающее сердце
- Заслуженный акын
- Возьмем на поруки
- От автора
- Черный ангел
- Сведения о скрипке
- Сведения о смычке
- Подготовка к началу занятий
- Исторический очерк
- История скрипичной эволюции
- Облик скрипача, его постановка и движения
- Поведение скрипача на эстраде
- Скрипичный звук
- Кит и медуза
- Сколько следует упражняться?
- Двойные ноты
- Скрипичная трель
- Вибрация
- Мартеле
- Флажолеты
- Пиццикато
- Нервы, психика и карьера
- Целеустремлённость
- Методика узкой специализации
- Репертуар
- Репертуар избранный - целенаправленный
- 100 000 Комаров в минуту - Кукареску
- 33 Миллиона коммунистов - Пипкова
- Примечания