logo search
10_Управлении предприятием

10.5. Бизнес-план предприятия

В современных условиях одним из важнейших инструментов внутрифирменного планирования является бизнес-план. Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций. Существенное возрастание роли бизнес-плана в планировании вызвано следующими причинами:

  1. повышение сложности (неопределенности) внешней среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов;

  2. усилилась роль стратегического маркетинга, умения находить возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности, и соответственно объективно оценивать возможности их реализации силами предприятия;

  3. в современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, поэтому существенно расширилась самостоятельность производственных подразделений, в тоже время оценить привлекательность отдельного решения с точки зрения корпорации в целом, проанализировать их с учетом интересов владельцев капитала можно только на высшем уровне.

Являясь целевым, программным документом, бизнес-план в настоящее время стал популярным инструментом планирования бизнеса, выполняющим следующие основные функции:

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т. п. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т. п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа. Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, представленной в нем, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от фактической направленности, бизнес-план должен включать в себя следующую информацию: цели бизнес-плана; характеристику сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценку возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов; потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля ее функционирования.

С точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения важным является вопрос о структуре бизнес-плана . Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе следующие разделы.

Титульный листотражает все исходные реквизиты предполагаемого проекта (название и адрес фирмы-инициатора проекта, авторы проекта, наименование и суть проекта, время и место его разработки). Эти реквизиты важны, прежде всего, для других возможных участников реализации проекта – кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров.

Резюме(иливведение) – краткое изложение предмета бизнес-плана, то есть обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. В нем обосновывается, какие ресурсы (помощь) необходимы новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить, поэтому данный раздел разрабатывается в последнюю очередь, хотя располагается в начале бизнес-плана.

Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции и услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату, что именно данная фирма, люди, ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера и вышестоящего руководства. Основная часть обычно состоит из следующих разделов: описание предприятия; описание продукции (работ, услуг); анализ рынка; конкуренция.

План маркетингапоказывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. В данном разделе необходимо показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта (услуги). А также определить, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

Оперативные планы– это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организация снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т. п.

Организационный планнеобходим для описания организационно-правовой формы собственности предприятия и указания партнеров для организации дела. Представляется организационная схема управления предприятием, перечень необходимых специалистов, уровень оплаты их труда. Могут быть предусмотрены мероприятия по обеспечению предприятия необходимыми специалистами.

Финансовый планконцентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов и включает три основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс). Также в нем отражаются предварительные замечания (комментарии) по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т. п.).

План доходов и расходов показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты. Необходимо, прежде всего, рассчитать объемы продаж (по месяцам), а также предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам.

При составлении плана движения денежных средств (кассового плана) важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование, на каких условиях и как должны выплачиваться заемные средства.

Балансовый план характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Он детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы), а также показывает чистую стоимость предприятия и его ликвидность. Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед.

На основе результатов проведенных в финансовом плане расчетов оцениваются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы, возможный срок окупаемости вложений.

Раздел «Оценка рисков»имеет целью обоснование целесообразности и возможной безопасности вложения средств потенциальных участников, и разработку мер по защите от возможных потерь. Для оценки рисков используется либо математический аппарат, либо привлекаются эксперты. Меры по защите от рисков могут предусматривать альтернативные варианты реализации отдельных частей проекта, а также программу страхования рисков.

В приложениик бизнес-плану приводятся документы, которые подтверждают обоснованность тех или иных положений бизнес-плана.

19