10.3. Планирование производства и реализации продукции
Центральным звеном в системе внутрифирменного планирования является план производства и реализации продукции, который определяет производственную программу предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения.
Производственная программаопределяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обуславливает планы по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.
В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. Рассчитанный на основе имеющихся договоров на поставку продукции и изучения требований рынка, объем производства в натуральном выражении должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. На основе этого требования разработка плана производства и реализации продукции осуществляется в следующей последовательности:
определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, потребности в ней и соответственно объема продаж;
на основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;
объем выпуска по отдельным изделиям обосновывается производственной мощностью;
исходя из натуральных объемов производства и поставок, рассчитывается общий объем продукции в стоимостном выражении.
Планирование производства и продаж в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако, натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Поэтому требуется разработка плана производства и реализации продукции в стоимостном выражении, при этом различают продукцию: товарную, валовую и реализуемую.
Товарная продукция представляет собой объем готовой продукции, изготовленной предприятием для реализации потребителям, укомплектованной и соответствующей требованиям ТУ (или стандартов). Объем товарной продукции может быть исчислен, исходя из действующих или сопоставимых оптовых цен предприятия (без НДС), по формуле:
,
где – стоимость готовых изделий и запасных частей к ним основного производства, предназначенных для реализации на сторону;– стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;– стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для реализации на сторону;– стоимость основных фондов собственного производства;– стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Товарная продукция является основой при формировании программы предприятия и является основой для определения валовой и реализуемой продукции.
На отдельных предприятиях, особенно с длительным производственным циклом изготовления продукции, используется показатель валовой продукции. Показатель валовой продукции используется также для расчетов валового продукта и национального дохода.
Валовая продукция– это объем всей произведенной за планируемый период продукции независимо от степени ее готовности. Величина валовой продукции может быть определена по формуле:
,
где и– стоимость незавершенного производства соответственно на начало и конец планируемого периода (квартал, год).
Во внутрифирменном планировании для более полной оценки объема производства используются показатели валового и внутризаводского оборотов. Валовой оборот– это суммарная стоимость всех видов продукции предприятия, созданная всеми цехами, безотносительно к ее назначению – отпуску на сторону или потреблению внутри предприятия.Внутризаводским оборотомназывается суммарная стоимость деталей, узлов, полуфабрикатов и других предметов, которые в процессе производства передаются изготавливающими их цехами для дальнейшей обработки другим цехам того же предприятия. Валовой оборот равен сумме валовой продукции всех цехов предприятия и превышает его на величину внутризаводского оборота. Исходя из этого, валовую продукцию можно определить также по формуле:
,
где и– величины соответственно валового и внутризаводского оборотов.
Важнейшим результатом производственной деятельности предприятия является объем реализации (продаж), определяющий главный критерий эффективности – получаемую прибыль.
Реализуемая продукция– это стоимость вырабатываемых в планируемом периоде продукций и услуг, которые будут оплачены потребителем в рассматриваемом периоде. Показатель объема реализации включает не только объем новой готовой (товарной) продукции, но и остатки нереализованной в прошлом периоде готовой продукции. В общем виде объем реализуемой продукции может быть определен по формуле:
,
где и– стоимость остатков нереализованной продукции (в оптовых ценах предприятия) соответственно на начало и конец планируемого периода;и– стоимость товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей соответственно на начало и конец планируемого периода.
В рыночных условиях возрастает роль технико-экономического обоснования производственной программы предприятия, осуществляемого не на основе сложившейся динамики соответствующих показателей, а на базе прямых экономических расчетов. На основе данных о спросе и предложении, имеющихся производственных мощностей и материальных ресурсов разрабатывается на перспективу оптимальный (позволяющий получить наибольший эффект) вариант производственной программы.