logo
История развития техники управления

5. Проблемы и перспективы развития техники управелния в XXI веке.

К 90-м годам 20 века в менеджменте как науке сформировался ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент приобретает интернациональный характер. Наряду с теоретическими знаниями, особенную роль стали играть практические навыки в управлении.

«Ряд проблем ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других проблем.

Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие:

Действительно, во все времена и на разных этапах развития управленческих теорий существовали принципы успешного управления, которые актуальны и по сей день. Это, например, ориентация на потребителя, подчинение индивидуальных интересов интересам фирмы, единство управления и др. Но современная экономическая обстановка внесла коррективы во все сферы жизни, в том числе и в управление. Появились новые принципы ведения хозяйственной деятельности предприятия, которые отражены выше.

Приведенные ниже направления развития менеджмента толкуются, прежде всего, в соответствии с состоянием российской экономики.

«Представляется, что менеджмент в 21 веке будет развиваться по следующим направлениям:

  1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования. (В настоящее время в России подготовлена только база для развития рыночных отношений, но полностью не сформировались те морально-этические предпосылки и то отношение предпринимателя к потребителю, которые необходимы для успешного функционирования рыночного хозяйства. Поэтому необходимо регулирование со стороны государства: внедрение антимонопольной политики, обеспечение налоговых поступлений в бюджет. – прим. автора реферата)

  2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организации

  3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды

  4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации

  5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды (как уже было сказано выше, изменения, постоянно происходящие в экономике России, требуют гибкости в управлении предприятием и способности приспосабливаться к происходящим изменениям – прим. автора реферата)

  6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией

  7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы

  8. Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций. (в связи с интернационализацией менеджмента, можно сделать предположения о дальнейшем разделении функций управления между различными направлениями менеджмента, а также увеличение числа этих направлений. Это связано с необходимостью обработки большего количества информации и принятии управленческих решений в большем количестве направлений – прим. автора реферата)

  9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации

  10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ ( это также связано с интернационализацией менеджмента и увеличением потока входящей информации – прим. автора реферата)

  11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)

  12. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау­ку. Значительное влияние на формирование менеджмен­та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и челове­ческих отношений, школа науки управления (количест­венная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

  13. 2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим факто­ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

  14. 3.Большое значение при­обретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

  15. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау­ку. Значительное влияние на формирование менеджмен­та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и челове­ческих отношений, школа науки управления (количест­венная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим факто­ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение при­обретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ (ГЛОССАРИЙ

)

БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характер­но специализированное распределение труда, четкая управленческая иерар­хия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, осно­вывающиеся на компетенции работни­ка.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребно­сти, имеющие психосоциальную приро­ду, такие как оценка, привязанность и власть.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение всех потреб­ностей людей на пять групп: физи­ологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подраз­деления, которые на добровольных на­чалах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и вырабо­тать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы полу­чают специальную подготовку, позволя­ющую им выявлять проблемы, свя­занные с качеством.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — тра­диционно-бюрократическая форма ор­ганизации, в противоположность органической или адаптивной структу­ре.

МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — про­цесс стимулирования самого себя и дру­гих на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологиче­ские, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность само­сохранения.

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

процесс выбора целей и решений, необ­ходимых для их достижения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, кото­рый идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANA­GEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанных непрерывных дейст­вий или функций в рамках организации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организа­циях изменение условий труда путем расширения объема или углубления со­держательности работ в целях повыше­ния внутренней удовлетворенности работников.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий, всесторонний план достижения целей.

ТАКТИКА (ТАСПС) — краткосрочная

стратегия для достижения цели, разра­батываемая обычно на уровне руководи­телей среднего звена.

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.