5. Проблемы и перспективы развития техники управелния в XXI веке.
К 90-м годам 20 века в менеджменте как науке сформировался ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент приобретает интернациональный характер. Наряду с теоретическими знаниями, особенную роль стали играть практические навыки в управлении.
«Ряд проблем ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других проблем.
Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие:
Организация – это открытая система
Успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к изменениям (этот момент, на мой взгляд, наиболее существенен в условиях современной российской экономики, находящейся в переходном периоде и подверженной к постоянным изменениям. В таких условиях менеджеру необходимо обладать способностью быстро приспосабливаться к происходящему в экономике и уметь мыслить на шаг вперед других. – прим. автора реферата.)
Фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам, прежде всего – к потребителю. (потребительские потребности постоянно меняются, что должен учитывать менеджер при принятии управленческих решений, ведь любая фирма создается и функционирует прежде всего для потребителя – прим. автора реферата)
Ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления (необходимо предоставить работнику некоторую степень свободы в реализации задач, поставленных перед ним управляющим. Только так работник почувствует свое участие в происходящем на предприятии/фирме и сможет в полной мере реализовать свои потенциал. – прим.автора реферата)
Признание социальной ответственности менеджера перед обществом в целом и отдельными людьми в частности.Новая система взглядов на менеджмент известна как «тихая управленческая революция», ибо она не разрушает сложившиеся методы и системы менеджмента. А, дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям.»1
Действительно, во все времена и на разных этапах развития управленческих теорий существовали принципы успешного управления, которые актуальны и по сей день. Это, например, ориентация на потребителя, подчинение индивидуальных интересов интересам фирмы, единство управления и др. Но современная экономическая обстановка внесла коррективы во все сферы жизни, в том числе и в управление. Появились новые принципы ведения хозяйственной деятельности предприятия, которые отражены выше.
Приведенные ниже направления развития менеджмента толкуются, прежде всего, в соответствии с состоянием российской экономики.
«Представляется, что менеджмент в 21 веке будет развиваться по следующим направлениям:
Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования. (В настоящее время в России подготовлена только база для развития рыночных отношений, но полностью не сформировались те морально-этические предпосылки и то отношение предпринимателя к потребителю, которые необходимы для успешного функционирования рыночного хозяйства. Поэтому необходимо регулирование со стороны государства: внедрение антимонопольной политики, обеспечение налоговых поступлений в бюджет. – прим. автора реферата)
Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организации
Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды
Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации
Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды (как уже было сказано выше, изменения, постоянно происходящие в экономике России, требуют гибкости в управлении предприятием и способности приспосабливаться к происходящим изменениям – прим. автора реферата)
Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией
Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы
Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций. (в связи с интернационализацией менеджмента, можно сделать предположения о дальнейшем разделении функций управления между различными направлениями менеджмента, а также увеличение числа этих направлений. Это связано с необходимостью обработки большего количества информации и принятии управленческих решений в большем количестве направлений – прим. автора реферата)
Постоянная забота о повышении квалификации работников организации
Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ ( это также связано с интернационализацией менеджмента и увеличением потока входящей информации – прим. автора реферата)
Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.)
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ (ГЛОССАРИЙ
)
БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение всех потребностей людей на пять групп: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — традиционно-бюрократическая форма организации, в противоположность органической или адаптивной структуре.
МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -
процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанных непрерывных действий или функций в рамках организации.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организациях изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.
СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий, всесторонний план достижения целей.
ТАКТИКА (ТАСПС) — краткосрочная
стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.
УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.
- Курсовая работа
- 1. Понятие техники управления
- Введение
- Цель курсовой работы
- 1. Понятие техники управления
- 2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
- 2.1. Школа научного управления
- 2.2. Классическая (административная) школа в
- Школа психологии и человеческих отношений
- Школа науки управления (колическтвенная
- Механизация производства и управления
- 4 .Автоматизация производства и управления
- Анализ проблемы Зачем нужна система автоматизации административных процессов и в чем ее специфика
- Пути совершенствования исследуемой проблемы
- 5. Проблемы и перспективы развития техники управелния в XXI веке.
- Список литературы
- Основы менеджмента: Пер. С англ. – м.: Дело, 2003. – 704 с.