21. Fmea – анализ.
Анализ последствий и причин отказов (Failure Mode & Effect Analysis— далее FMEA-анализ) представляет собой технологию анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя. FMEA-анализ проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.
В качестве первого шага рекомендуется перепроверка предыдущего FMEA-анализа или анализ проблем, возникших за время гарантийного срока. Необходимо также рассматривать потенциальные дефекты, которые могут возникнуть при транспортировке, хранении, а также при изменении внешних условий (влажность, давление, температура);
в) потенциальные последствия дефектов для потребителя. Поскольку каждый из рассматриваемых дефектов может вызвать це почку отказов в объекте, при анализе последствий используются структурная и потоковая модели объекта;
г) возможности контроля появления дефектов. Определяется, может ли дефект быть выявленным до наступления последствий в результате предусмотренных в объекте мер по контролю, диагностике и др.
3. Экспертный анализ моделей. На основании мнений экспертов определяются следующие параметры:
а) параметр тяжести последствий для потребителя В (про ставляется обычно по десятибалльной шкале; наивысший балл про ставляется для случаев, когда последствия дефекта влекут юридиче скую ответственность);
б) параметр частоты возникновения дефекта А (проставляется по десяти балльной шкале; наивысший балл проставляется, когда оценка частоты возникновения составляет более 25%);
в) параметр вероятности необнаружения дефекта С (является десятибалльной экспертной оценкой; наивысший балл проставляется для «скрытых» дефектов, которые не могут быть выявлены до насту пления последствий);
г) параметр риска потребителя D (показывает, в каких отно шениях друг к другу в данный момент времени находятся причины возникновения дефектов; дефекты с наибольшим коэффициентом приоритета риска подлежат устранению в первую очередь).
Результаты анализа заносятся в специальную таблицу. По выявленным «узким местам» разрабатываются корректирующие мероприятия.
По результатам анализа для разработанных корректирующих мероприятий составляется план их внедрения. Для этого определяется:
в какой временной последовательности следует внедрять эти меро приятия и сколько времени потребуется на проведение каждого из них, через сколько времени после начала проведения мероприятия проявится запланированный эффект;
кто будет отвечать за проведение каждого из этих мероприятий и кто будет конкретным его исполнителем;
где (в каком структурном подразделении) мероприятия должны быть проведены;
из какого источника будет финансироваться проведение мероприя тия.
Результаты анализа заносят в специальную таблицу. Выявленные «узкие места» (компоненты объекта), для которых параметр рискапотребителя D будет больше 100...120,— подвергаются изменениям, т.е. разрабатываются корректирующие мероприятия.
Рекомендуется рассматривать направления корректирующих в такой последовательности:
исключить причину возникновения дефекта. При помощи из менения конструкции или процесса уменьшить возможность возник новения дефекта (уменьшается параметр В);
воспрепятствовать возникновению дефекта. При помощи стати стического регулирования помешать возникновению дефекта (умень шается параметр С);
снизить влияние дефекта. Снизить влияние проявления дефек та на клиента или последующий процесс с учетом изменения сроков и затрат (уменьшается параметр А);
облегчить и повысить достоверность выявления дефекта. Об легчить выявление дефекта и последующий ремонт (уменьшается па раметр А).
По степени влияния на повышение качества процесса или изделия корректирующие мероприятия располагаются следующим образом:
изменение структуры объекта (конструкции, схемы и т.д.);
изменение процесса функционирования объекта (последовательно сти операций и переходов, их содержания и др.);
улучшение системы качества.
После проведения мероприятий пересчитывается потенциальный риск D. Если не удалось его снизить до приемлемых пределов (малого риска, D < 40 или среднего риска, D < 100), разрабатываются дополнительные корректирующие воздействия и повторяются предыдущие шаги.
В настоящее время FMEA-анализ широко применяется в промышленности Японии и США, активно внедряется в странах ЕС. Его использование позволяет заметно улучшить качество при внедрении разработок в производство.
- 21. Fmea – анализ.
- 22. Информационное обеспечение систем качества caq, cals – технологии.
- 23. Концепция «шесть сигм»
- 24. Статистические методы контроля качества (диаграмма Паретто, причинно-след-я диаграмма Исикавы, контрольные карты Шухарта, гистограмма, диаграмма разброса, метод расслоения, контрольные листки)
- 40. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов
- 39. Понятия и принципы тех. Регулирования.
- 38. Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества в строительстве
- 37. Методические принципы и правила определения величины затрат на качество