logo
attachments_25-01-2012_07-46-46 (2) / ОБзорные_лекции / Кожевина

72. Управление инновациями на предприятии.

Инновации или нововведения – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций называется инновационной.

Инновационная цель – желаемый результат деятельности организации (конкретных исполнителей и ответственных руководителей) в виде определенного нововведения (инновации), реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на ее качественное (существенное или радикальное) развитие. В достижении инновационных целей большое значение имеет инновационный потенциал организации. Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели. Инновационный процесс имеет циклический характер и напрямую связан с жизненным циклом организации и жизненным циклом продукции. Инновационная активность организации проявляется в стадиях зарождения (детства), расцвета сил (наибольшей эффективности) и обновления (новая команда).

Инновации подразделяются на:

Содержание функции «управление инновациями» включа­ет ряд специфических функций, в т.ч.:

1) управление НИР и разработками;

2) технические функции, они обеспечивают решение ком­плекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участ­вующих в освоении новых изделий. Основным содержа­нием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологиче­ская, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;

3) экономические функции управления инновациями, разра­ботку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, оп­ределение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, вы­полняемых а инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования;

4) организационные функции —: это решение вопросов ор­ганизации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), ор­ганизации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения про­изводства; У социальные функции предусматривают подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в кол­лективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, пре­пятствующим нововведениям. При этом используются следующие способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих про­блем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, органи­зационная и психологическая поддержка творческой активно­сти и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов.

В числе мер финансовой поддержки нововведений на фир­мах экономически развитых стран используются особые фор­мы планирования бюджета отдельных производственных под­разделений. Только после того, как новая продукция успешно продается на рынке в течение двух или более лет, данные о ней включаются в отчетность соответствующего подразделе­ния, чтобы не снижать его показатели в период освоения нов­шеств.

Организационная поддержка инновационной деятельности тесно связана с реализацией организационных функций управления нововведениями, которые могут осуществляться:

1) в рамках существующей системы управления предпри­ятием;

2) на программно-целевой основе (разработка и реализация целевых программ предприятия, создание целевых групп по решению конкретных проблем и т.д.);

3) с использованием дивизиональных структур (формирование самостоятельных производственных и управленческих подразделений, ответственных за коммерческий успех новшеств на конкретном рынке;

4) в рамках научно-производственных объединений различ­ного типа, в том числе сетевых структур;

5) с использованием договорных отношений с предприятиями, организациями, составляющими научно-производственную инфраструктуру (научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями, аудиторскими, консалтинговыми, инновационными фирмами), отдельными лицами;

6) с использованием услуг в различных формах высококвалифицированных специалистов-консультантов;

7) в рамках системы управления качеством, обеспечиваю­щей реализацию инновационного цикла по совершенствованию конкретных видов продукции.

43