72. Управление инновациями на предприятии.
Инновации или нововведения – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций называется инновационной.
Инновационная цель – желаемый результат деятельности организации (конкретных исполнителей и ответственных руководителей) в виде определенного нововведения (инновации), реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами, направленного на ее качественное (существенное или радикальное) развитие. В достижении инновационных целей большое значение имеет инновационный потенциал организации. Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели. Инновационный процесс имеет циклический характер и напрямую связан с жизненным циклом организации и жизненным циклом продукции. Инновационная активность организации проявляется в стадиях зарождения (детства), расцвета сил (наибольшей эффективности) и обновления (новая команда).
Инновации подразделяются на:
продуктовые – новые товары и услуги;
маркетинговые – новые рынки. способы продвижения товаров на рынок;
технические – новые и более совершенные виды средств труда;
технологические – новые материалы, технологические процессы, новые приемы и методы работы;
организационные – новые решения в области организации производства, управления, труда;
социальные – повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников;
комплексные – новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.
Содержание функции «управление инновациями» включает ряд специфических функций, в т.ч.:
1) управление НИР и разработками;
2) технические функции, они обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;
3) экономические функции управления инновациями, разработку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых а инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования;
4) организационные функции —: это решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства; У социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, препятствующим нововведениям. При этом используются следующие способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов.
В числе мер финансовой поддержки нововведений на фирмах экономически развитых стран используются особые формы планирования бюджета отдельных производственных подразделений. Только после того, как новая продукция успешно продается на рынке в течение двух или более лет, данные о ней включаются в отчетность соответствующего подразделения, чтобы не снижать его показатели в период освоения новшеств.
Организационная поддержка инновационной деятельности тесно связана с реализацией организационных функций управления нововведениями, которые могут осуществляться:
1) в рамках существующей системы управления предприятием;
2) на программно-целевой основе (разработка и реализация целевых программ предприятия, создание целевых групп по решению конкретных проблем и т.д.);
3) с использованием дивизиональных структур (формирование самостоятельных производственных и управленческих подразделений, ответственных за коммерческий успех новшеств на конкретном рынке;
4) в рамках научно-производственных объединений различного типа, в том числе сетевых структур;
5) с использованием договорных отношений с предприятиями, организациями, составляющими научно-производственную инфраструктуру (научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями, аудиторскими, консалтинговыми, инновационными фирмами), отдельными лицами;
6) с использованием услуг в различных формах высококвалифицированных специалистов-консультантов;
7) в рамках системы управления качеством, обеспечивающей реализацию инновационного цикла по совершенствованию конкретных видов продукции.
- 17. Жизненный цикл и управление жизненным циклом организации.
- 18. Законы организации и их роль на практике.
- 4.Высшая точка развития
- Специфические законы организации.
- 20. Взаимодействие человека и организации
- 33. Роль бизнес-планирования в управлении современной организацией.
- Составление бизнес-плана и принципы его разработки
- 41. Формы и методы управленческой деятельности в условиях кризисной ситуации
- 42. Оценка эффективности управления организацией.
- Проведение социологического исследования
- 71. Организация инновационного менеджмента.
- 72. Управление инновациями на предприятии.