Глава 4. Уполномоченный экономический оператор: плюсы и минусы
Применение специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, стало возможно с начала 2012 года. Этот статус позволяет существенно минимизировать возможные издержки участников ВЭД при таможенной очистке грузов.
Во-первых, у предприятия отпадает необходимость хранить товары на специально оборудованных складах временного хранения. Уполномоченный оператор вправе размещать грузы на своих производственных площадках и иных территориях — в том месте, где ему удобно. Учитывая, что затраты на хранение товаров на складах временного хранения — одна из основных расходных статей предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности, это существенный бонус.
Во-вторых, уполномоченный экономический оператор имеет право проводить таможенные операции по выпуску товаров непосредственно на своих площадях (например, проводить досмотры).
В-третьих, уполномоченному экономическому оператору предоставляется возможность выпускать товары до подачи декларации на товары, а также работать с неполными декларациями на товары.
Смысл этих упрощений заключается в том, что предприятие, если у него нет определенных данных, необходимых для подачи «полноценной» декларации (точный вес, номер вагона), вправе подать предварительные сведения. Товар выпускается, после чего в течение определенного срока декларант отправляет в таможенный орган полные сведения. Таким образом компании экономят и в деньгах, и во времени. Этой возможностью крайне удобно пользоваться в случае, например, поставок сложного оборудования частями.
Впрочем, для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора компания должна выполнить ряд условий: осуществление внешнеэкономической деятельности в течение не менее одного года на момент подачи заявления; отсутствие задолженностей по уплате таможенных платежей и иных налогов, а также процентов, пени; отсутствие судимостей у руководителя компании и специалистов по ВЭД, которые будут проводить декларирование, за преступления в экономической сфере; в течение года до даты обращения в таможенный орган компания не должна привлекаться к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. И ряд других.
Главное условие — обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро по курсу валют, действующему в государстве-члене Таможенного союза на день предоставления такого обеспечения. Впрочем, лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, могут внести только 150 тыс. евро.
Работа уполномоченного экономического оператора на примере ОАО «ТД «Воткинский завод»
ОАО «ТД «Воткинский завод» — многопрофильное предприятие. Во внешнеторговыхоперациях преобладает импорт, однако в стратегических задачах холдинга — экстенсивное и интенсивное развитие собственного производства, создание новых производств и, как следствие, увеличение доли экспорта.
По словам заместителя генерального директора ОАО «ТД «Воткинский завод» Виталия Килина, работа в статусе уполномоченного экономического оператора в целом приведет к снижению расходов на таможенное администрирование в пределах 8-10 млн рублей ежегодно.
В том числе поэтому расходы на оформление банковской гарантии не кажутся компании столь существенными. Ставка банка по гарантии в этом году составляет 1,04%. Это всего 65 тыс. рублей в год. Естественно, экономия от специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, уже давно покрыла эти издержки.
В частности, за четыре месяца с момента включения в соответствующий реестр компания сэкономила 2,6 млн рублей только на хранении импортных грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом, в зонах таможенного контроля на станциях. В прошлом году были случаи, когда зона таможенного контроля на станции не вмещала весь объем поступивших единовременно импортных контейнеров. В результате возрастали время хранения и, соответственно, расходы предприятия. Возможность завершения процедуры таможенного транзита на территории оператора существенно облегчила жизнь ТД «Воткинский завод»: транспортные средства, перевозящие внешнеторговые грузы, следуют не в место нахождения таможенного органа, как это принято при применении общеустановленного порядка, а непосредственно на производственные объекты, в места хранения, определенные оператором.
Выпуск товаров до подачи декларации также существенно упрощает и облегчает работу. Особенно в отношении поставок импортных комплектующих для производства. Этим правом компания воспользовалась пока только трижды. Дело в том, что действующее законодательство сегодня не позволяет в полной мере распоряжаться товарами, выпущенными таким образом: их необходимо отражать в бухгалтерском и управленческом учете, что автоматически требует документов, оформление которых пока отложено.
Наконец, в качестве еще одного бонуса от работы в статусе уполномоченного экономического оператора в ТД «Воткинский завод» отмечают сокращение времени выпуска импортных товаров таможенным органом. Дело в том, что для уполномоченных экономических операторов предусмотрено специальное упрощение — завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в их адрес. В этом случае товар не предъявляется таможенному органу для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а сразу направляется на площадку оператора. Выпуск товаров также осуществляется в упрощенном порядке: как только УЭО получил товар от перевозчика и направил соответствующее уведомление в таможню, товар считается выпущенным. Однако есть одна оговорка: это упрощение распространяется на товар в том случае, если речь идет о выпуске до подачи декларации или о предварительном декларировании.
Поскольку УЭО подает предварительную декларацию, у инспектора есть время тщательно ее проверить. Когда товар поступает на склад, УЭО уведомляет таможенный орган о его прибытии в установленный срок и отправляет инспектору недостающие данные. Таких сведений обычно немного, и их проверка не отнимает у него много времени. Если все в порядке, груз выпускается.
Несмотря на то, что институт уполномоченных экономических операторов для нашей страны довольно молодой, каких-то системных проблем в его функционировании в компании не видят. Есть мелкие шероховатости (как раз связанные с отсутствием практики), но в режиме открытого диалога с Пермской таможней удается оперативно их устранять.
Результаты работы реальных компаний в статусе операторов говорят сами за себя. Таможня не просто повернулась лицом к участникам ВЭД, она сделала гигантский скачок вперед, к стандартам ВТО.
- Федеральная таможенная служба
- Глава 1. Общая характеристика отдела инспектирования и профилактики правонарушений балтийской таможни
- Глава 2. Характеристика выполнения программы практики
- Фтс России
- Балтийская таможня
- Глава 3. План выпускной квалификационной работы
- Глава 1. Анализ современного состояния практики применения института уполномоченного экономического оператора
- Глава 2. Теоретические основы применения института уполномоченного экономического оператора
- Глава 3. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию
- Глава 4. Уполномоченный экономический оператор: плюсы и минусы
- Заключение