1.3 Корпоративная этика
Термин «этика» имеет два значения. Прежде всего, этика — наука, раздел философии, изучающий мораль как форму общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение человека. Во втором значении, этика — «система норм нравственного поведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом».
Таким образом, в качестве базового мы принимаем следующее определение: корпоративная этика — совокупность устойчивых для данной хозяйственной организации ценностей и норм, регулирующих поведение ее членов.
Для эффективного взаимодействия в организации необходимо общее информационное и ценностно-нормативное поле, которое как раз и формируется корпоративной этикой. Являясь ключевым элементом, объединяющим людей-участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество), корпоративная этика выступает в качестве важного инструмента управления трудовыми отношениями.
Следует разграничить также корпоративную этику и деловую этику или этику бизнеса. Последняя является более узкой сферой и скорее сосредоточена на отношениях между самими предпринимателями, их отношениями с клиентами, общественностью, властными структурами.
В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:
- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
- прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции13.
В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений:
-
корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;
-
«карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;
-
комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;
-
обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов;
-
этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта14.
Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.
Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса.
Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие морально-этическим нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п15.
Принципы этики корпоративных отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.
Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную инициативу в этическом плане. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Корпоративные кодексы могут быть различными по форме изложения и рубрикации. Это зависит от специфики конкретных отраслей, регионов, предприятий, предпочтений руководства и т.п.
- Оглавление
- Глава 1. Корпоративная идентичность в связях с общественностью 7
- Глава 2. Корпоративная этика на примере организации 18
- Введение
- Глава 1. Корпоративная идентичность в связях с общественностью
- 1.1 Характеристика корпоративной идентичности
- 1.2 Отличительные особенности корпоративной политики, корпоративной философии и корпоративной этики
- 1.3 Корпоративная этика
- Глава 2. Корпоративная этика на примере организации
- 2.1 Характеристика организации «тнк-вр Холдинг»
- 2.2 Анализ корпоративной идентичности в компании «тнк-вр Холдинг»
- Заключение
- Библиографический список
- Периодические издания
- Интернет-источники