logo
Глава 3

3.2.Структурное строение и задачи системы управления автотранспортного предприятия.

Специфика функциональных задач управления автотранспортным производством, в течение последних десятилетий, сформировала структурное строение аппарата управления, обеспечивающее четкое распределение задач производства и управления, ответственность исполнителей и руководителей за конечные качественные и количественные результаты автотранспортной деятельности.

Возглавляет аппарат управления предприятия – руководитель, чаще всего директор или генеральный директор в системе объединения дочерних предприятий и структурных подразделений.

Непосредственно директору подчинены руководители служб и руководители подразделений внутреннего контроля – это горизонтальное строение структуры управления.

Управленческая вертикаль состоит из нескольких уровней управления в том числе:

1.Высший уровень, это руководство службы - определяющее цели и задачи службы, осуществляющее контроль деятельности подразделений по установленным производственным показателям. Руководитель службы подотчетен руководителю предприятия и де-факто является заместителем директора по вопросам деятельности службы.

2.Средний уровень, это руководители отделов в составе службы, разрабатывающих конкретные задачи производственным (трудовым) коллективам, стратегию и ресурсное обеспечение деятельности производственных подразделений.

3. Низший уровень, это руководители производственных коллективов, обеспечивающие управление персоналом рабочих и специалистов в ходе выполнения транспортной работы, технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, технологического оборудования, зданий, сооружений, коммуникаций и территории предприятия.

Сложившаяся система управления определила 4 направления управленческой деятельности хозяйствующего субъекта:

  1. Техническая служба. Возглавляемая ГЛАВНЫМ ИНЖЕНЕРОМ - служба технической эксплуатации зданий, сооружений, коммуникаций, территории, оборудования, машин, механизмов, подвижного состава, всего движимого и недвижимого имущества предприятия, организации, учреждения.

В состав службы входят следующие отделы и подразделения:

  1. Служба эксплуатации. Возглавляемая ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА (служба коммерческой эксплуатации основных и оборотных фондов предприятия с целью удовлетворения общественного спроса на все виды уставной деятельности и достижения наивысших экономических результатов в виде доходов и прибылей обеспечивающих расширенное воспроизводство основных фондов и рост объемов транспортной работы и услуг).

В состав службы входят следующие отделы и подразделения:

Организует контроль исполнения транспортной работы, ведет оперативный учет доходов, расходов и эксплуатационных показателей транспортной деятельности.

Разрабатывает рациональные схемы и паспорта маршрутов при перевозке грузов и пассажиров.

Контролирует деятельность трудовых коллективов в части выполнения объемов перевозок, соблюдения требований по обеспечению качества и безопасности транспортной работы.

Организацию работы водителей и кондукторов.

Контроль состояния трудовой и производственной дисциплины личного состава.

Организацию обучения безопасным приемам работы и прием зачетов по охране труда.

Организацию курсового обучения и прием зачетов по безопасности движения.

Организацию проведения инструктажей по охране труда, обеспечение нормального режима труда и отдыха водителей.

Ежедневное планирование заданий водителям на транспортную работу.

Оформление выдачи, приема и обработки первичных документов учета работы подвижного и личного состава эксплуатационных подразделений предприятия.

Контроль качества исполнения транспортной работы.

Оперативное руководство движением и работой подвижного состава на линии.

  1. Экономическая служба. Возглавляемая ГЛАВНЫМ ЭКОНОМИСТОМ или ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРОМ (служба учета затрат трудовых, материальных, энергетических и денежных ресурсов на хозяйственную деятельность, документального оформления процессов хозяйственной деятельности, организации расчетов с персоналом, партнерами по бизнесу и органами государственной власти, анализа и прогнозирования экономического состояния предприятия на перспективу).

В состав службы входят следующие отделы и подразделения:

  1. Подразделения внутреннего контроля. Наделены контролирующими функциями, подчинены непосредственно руководителю предприятия и создаются для оперативного контроля качества исполнения основных производственных задач возложенных на службы, отделы, подразделения и отдельных исполнителей.

К подразделениям внутреннего контроля отнесены отделы:

Отдел кадров осуществляет:

Учет личного состава предприятия, прием и увольнение работников. Разработку кадровой стратегии, рекомендаций по подбору и расстановке кадров специалистов и руководителей. Контроль за состоянием трудовой и производственной дисциплины, использование рабочего времени, соблюдение требований режима труда и отдыха работников предприятия.

Отдел охраны труда и техники безопасности осуществляет:

Контроль деятельности подразделений по вопросам охраны труда. Аттестацию и паспортизацию рабочих мест. Контроль исполнения законодательства по охране труда. Служебное расследования причин и обстоятельств производственного травматизма. Учет и отчетность по производственному травматизму.

Отдел безопасности движения осуществляет:

Контроль деятельности служб, отделов и подразделений по обеспечению профнадежности водителей, исправности подвижного состава, обеспечение безопасных условий эксплуатации подвижного состава. Служебное расследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Учет и отчетность по аварийности в предприятии.

Отдел технического контроля осуществляет:

Контроль технического состояния подвижного состава, качества производства ТО и ТР. Контроль за подвижным составом по продолжительности работы на линии, по учету пробегов за смену и остатков топлива в баках. Учет и анализ причин отказов автомобилей, машин, механизмов в работе.

Контрольно - ревизорский отдел осуществляет:

Контроль за поступлением выручки, доходов от основной работы и сопутствующих видов деятельности. Контроль за соблюдением требований правил работы с денежными средствами, за расходом денежных и материальных средств на производство продукции и непроизводительные расходы. Контроль за соблюдением норм и правил выполнения транспортной работы, и качества оказания услуг исполнителями.

Юридический отдел осуществляет:

Обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия. Защита правовых интересов предприятия. Представление интересов предприятия в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях, при рассмот­рении правовых вопросов. Ведение судебных и арбитражных дел. Участие в подготовке и заключении коллективных договоров, тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприя­тий по укреплению трудовой дисциплины, регулированию социально-трудовых отношений в предприятии. Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного предприятию. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по укрепле­нию договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению со­хранности имущества предприятия. Подготовка заключений по предложениям о привлечении работ­ников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности. Участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задол­женности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания.

Канцелярия осуществляет:

Прием, регистрацию, переадресовку корреспонденции. Контроль исполнения приказов, распоряжений и поручений руководства. Регистрацию, учет и хранение документов управленческой деятельности предприятия. Ведение архивного хозяйства.

Медпункт осуществляет:

Контроль за состоянием здоровья и своевременностью исполнения периодических медосмотров персонала. Контроль санитарного состояния производственных и санитарно-бытовых помещений предприятия. Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей.

Приведенный перечень служб и подразделений управления автономного предприятия, сложился в процессе развития предприятий автотранспорта на протяжении последних 30-40 лет, как самый оптимальный, обеспечивающий управляемость, достаточную экономическую эффективность и безопасность автотранспортной деятельности. Ниже приведена структурная схема управления предприятием автомобильного транспорта для следующих эталонных условий:

–легковые автомобили среднего класса или;

-автобусы большого класса или;

-грузовые автомобили большой грузоподъемности без прицепов;

Рис.3.2.Типовая структура управления автотранспортным предприятием.

Структурное строение управления предприятием автомобильного транспорта предусматривает четкое разграничение задач и ответственности служб и подразделений системы управления в части организации и обеспечения безопасности технологических процессов перевозки грузов и пассажиров. Особое значение отведено подразделениям внутреннего контроля, которые призваны, от имени руководителя предприятия, требовать от служб и подразделений предприятия безусловного исполнения норм и правил коммерческой и технической эксплуатации подвижного состава и обеспечения безопасности транспортной работы.

Примерное содержание функций управления транспортными процессами.

Транспортная работа, выполняемая с использованием подвижного состава автомобильного транспорта, наиболее объективно измеряется-

Сопутствующими показателями, расширяющими оценку деятельности предприятия, используются показатели по перевозке количества пассажиров на автобусах и количества перевезенных тонн грузов грузовыми автомобилями.

Для успешного управления транспортным производством необходимо хорошо знать объект управления — его современное состояние, историю и тенденции развития, установившиеся формы взаимных отношений между перевозчиками и потребителями транспортных услуг в условиях действующего законодательства на территории осуществления транспортных процессов.

Обязательным условием начала деятельности по организации перевозок грузов или пассажиров следует считать наличие платежеспособного спроса на определенный вид транспортных услуг. Основным признаком наличия платежеспособного спроса на транспортные услуги является наличие договора на выполнение транспортной работы. Договоры могут быть разных форм и содержания. Это договоры между двумя или несколькими предприятиями на оказание транспортных услуг, договоры между перевозчиком и физическим лицом, публичный договор в виде приобретенного билета на проезд и провоз багажа в транспорте общего пользования итд., но во всех договорах должны присутствовать указания количества транспортной работы и ее стоимость. Если качество транспортных услуг в договоре не выделено дополнительными условиями, то уровень качества транспортной услуги и ответственность сторон договора регламентируется Уставом автомобильного транспорта и действующим законодательством.

После заключения договора перевозчик разрабатывает маршрут перевозки, осуществляет подготовку подвижного состава, подготовку личного состава и транспортной документации. Заказчик на данном этапе производит предоплату стоимости транспортной работы в соответствие с условиями договора.

После завершения подготовительных работ, стороны договора в согласованное время и место представляют перевозчик - соответствующий подвижной состав автотранспорта, а заказчик- соответствующий объект для перевозки. Далее следует передача объекта перевозки в распоряжение перевозчика, обмен документами приемки-передачи объекта перевозки и перевозчик осуществляет доставку объекта перевозки по назначению. В пункте назначения осуществляется процесс передачи объекта перевозки получателю, обмен документами приема-передачи, затем документы предъявляются заказчику для производства окончательного расчета за выполненную транспортную работу.

Особое место в системе управления предприятиями автотранспорта занимает проблема обеспечения безопасности транспортных процессов. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории Российской Федерации погибает в пределах30 000 -35 000 человек, количество травмированных, по статистике, примерно в 4-5 раз больше. Несмотря на принимаемые меры – ужесточении санкций к нарушителям Правил дорожного движения, усиления подразделений Госавтоинспекции, внедрение новейших систем контроля и наблюдения, ситуацию по аварийности на дорогах страны переломить не удается. Гибель людей на дорогах воспринимается населением страны как стихийное бедствие, с которым нужно бороться, но преодолеть невозможно, что в основе своей неверно.

Министерством автомобильного транспорта РСФСР еще в 80-е годы прошлого столетия были четко сформулированы причины аварийности в следующем постулате – «дорожно-транспортное происшествие есть концентрированное выражение всех недостатков в работе по предупреждению аварийности на транспорте» и определены главные задачи автопредприятий и органов власти по обеспечению безопасности движения на автотранспорте