6.4. Влияние информационных систем на структуру управления предприятием и организацией
Многолетний опыт в использовании компьютеров для управления предприятиями и организациями показывает, что простое внедрение средств автоматизации без пересмотра устоявшихся подходов к управлению основными процессами на предприятии мало, что дает. В данном случае система является лишь отражением существующих управленческих процессов. Затраты, связанные с внедрением информационной системы минимальны. Минимальным будет также и экономический эффект.
Для того чтобы информационная система стала действенным инструментом в деле совершенствования процессов управления, прежде всего, необходимо коренное преобразование самой системы управления. Только основательные преобразования в ней, смена взглядов на основные производственные и хозяйственные процессы, которые будет поддерживать информационная система, позволит достичь успеха. В результате будет иметь место взаимное влияние: с одной стороны внедрение информационной системы требует изменения системы управления предприятием, а с другой – действующая система управления требует определенной адаптации внедряемой информационной системы для учета специфики предприятия.
Если внедрению информационной системы предшествует этап радикального пересмотра существующих методов управления, то имеет место реинжиниринг бизнес-процессов. Последний вносит в систему управления следующие изменения:
Переход от задач управления к бизнес-процессам влечет за собой изменение существующих отношений между подчиненными и их руководителями. Если при традиционном иерархическом управлении имеет место разделение людей по функциональным подразделениям, то после реорганизации сотрудники объединяются вокруг бизнес-процессов. Команды, обеспечивающие реализацию бизнес-процессов, иногда называют виртуальными командами, так как они состоят из временных сотрудников, принадлежащих различным структурным подразделениям. Для управления виртуальными командами создают матричные структуры, речь о которых шла выше (см. раздел 2.5);
Содержание работы, выполняемой сотрудниками, изменяется, так как внедрение информационной системы сокращает менеджеров среднего звена. Необходимая информация уже в интегрированном виде может поступать от сотрудников, оперативно обрабатывающих исходную информацию, непосредственно главному менеджеру, что ведет к перераспределению ответственности. Работа работников нижнего звена становится более содержательной, а высшего звена более оперативной за счет ликвидации излишней согласованности, ожиданий, проверок и т.д.;
Происходит пересмотр критериев оценки труда и оплаты труда, так как становится очевидным, что оцениваться должна не деятельность сотрудника, а результаты его деятельности. Это становится возможным благодаря внедрению бизнес-процессов, обеспечиваемых виртуальными командами, члены которых ориентированы на максимальное удовлетворение клиентов.
6.5. Электронный документооборот
Прямая и обратная связи между структурными подразделениями предприятия осуществляются в форме документооборота. Под документооборотом будет пониматься движение бумажных и электронных документов от аппарата управления до объекта управления, а также из внешней среды.
Документооборот строго регламентируется путем указания места обработки документов, момента их получения или передачи на другое место или сдачи в архив. Различают обычный (бумажный) и электронный документооборот. Электронный документ – это бумажный документ, введенный в память компьютера в соответствии с установленными правилами или полученный по каналам передачи данных из внешней среды.
Документы различаются по типам носителей информации. Существуют три типа носителей:
-бумага;
-микрофиши: с точки зрения поиска мало, чем отличаются от бумаги, но занимают меньше места;
-электронные носители: жесткие диски, оптические диски, магнитооптические диски.
На рис. 5.6 представлено движение трех электронных документов: наряда, появившегося в цеху и обозначенного с помощью фигуры , накладной, сгенерированной плановым отделом и обозначенной в виде фигуры, счета, направленного банковской информационной системы (сторонней организации) и обозначенного в виде фигуры, а также электронных документов, полученных из сети Интернет и обозначенных фигурой.
Как видно из рис. 5.6 наряд, накладная и электронный текст после использования направлены в электронный архив, а банковский счет после обработки бухгалтером вновь направлен сторонней организации.
Всякая система электронного документооборота должна быть распределенной, так как ввод документов происходит на территориально-распределенной организации.
Функции систем электронного документооборота состоят в следующем:
Хранение электронных документов в архиве.
Носители электронных документов характеризуются двумя параметрами:
стоимостью хранения 1 мегабайта информации;
скоростью доступа к информации.
Задача заключается в выборе оптимального носителя.
2. Организация поиска документов.
Существуют два типа поиска:
А). Атрибутивный поиск: каждому документу присваивается набор идентифицирующих его атрибутов. Поиск документа осуществляется путем сравнения значений этих атрибутов со значениями в документах, находящихся в архиве. Примерами атрибутов могут служить: код поставщика, код или фамилия служащего, время создания документа и т. д.
Б). Полнотекстовый поиск: документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.
Для поиска известного документа используется атрибутивный тип, для неизвестного - полнотекстовый.
3. Поддержка защиты документов от несанкционированного доступа. Каждый документ должен иметь список пользователей, имеющих право доступа к нему.
4. Маршрутизация и передача документов.
Одна из важных функций системы документооборота состоит в маршрутизации и контроле исполнения. Маршрутизация сообщений - в системе электронного документооборота - это построение схемы, согласно которой они передаются с одного рабочего места в другое.
Известны следующие системы маршрутизации:
1. Свободная маршрутизация: последовательная или параллельная. При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной - он одновременно поступает к нескольким пользователям.
2. Свободная маршрутизация с контролем исполнения. Под контролем понимается:
-контроль доставки документа;
-контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено);
-мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).
3. Маршрутизация по заранее определенным маршрутам с контролем исполнения.
4. Система электронной почты.