7. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20-30-е годы двадцатого столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
8. Школа науки управления
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.
2. Понятия менеджмента, его сущность и содержание. Функции менеджмента.
Понятие и сущность менеджмента.
Основы менеджмента – построение и управление различных звеньев производства, отношений между различными группами людей для достижения общей цели.
Менеджмент - Это совокупность приемов и способов воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятия или организации для получения соответствующего эффекта или доли прибыли.
Как вид деятельности представлен в виде функций:
- Планирования;
- Организовывания;
- Мотивации;
- Контроля;
- Координации;
- Выполнение этих функций менеджерами =>производительный и эффективный труд работников =>получение результатов, в соответствии с поставленными целями. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей: в области труда, интеллекта, мотивов поведения работающих людей.
Как процесс выявляет влияние как отдельного работника, так и группы людей и организации в целом для получения максимальных результатов производимой продукции.
Как наука и искусство. Научная основа – сумма знаний: об управлении, различных концепций, теорий, принципов, способов, форм управления. Искусство – это умение ставить и реализовывать цели. Точно знать, что предстоит сделать и как сделать лучшим способом.
Как орган или аппарат управления современных организаций как коммерческих, так и некоммерческих (государственных и негосударственных).
Как категория людей. Люди – самый главный фактор. Каждый человек обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы отношения к труду. Поэтому менеджеры должны тесно взаимодействовать с работниками и создавать все условия для наиболее полного раскрытия их потенциала.
Менеджер – человек, работающий с людьми и информацией (высоко квалифицированные специалисты)
Цели и задачи менеджмента.
Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.
В менеджменте выделяют общие и специфические цели.
- Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
- Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Менеджмент – синтетическая наука.
В нем используются результаты многих научных исследований, в первую очередь экономической теории.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Основными задачами менеджмента являются:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализация;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
3. Миссия и цели организации, классификация целей.
Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл её существования и определяющая сферу её деятельности.
Миссия организации выполняет коммуникационные роли, как вне, так и внутри организации; является основой для выработки целей; отражает этические позиции организации.
В миссии необходимо отразить целевые ориентиры, сферу деятельности и философию организации.
Цели организации устанавливаются на основе миссии и должны удовлетворять следующим требованиям:
Конкретность, то есть при определении целей необходимо точность её содержания, объём и время;
Измеримость, то есть цели должны быть представлены количественно;
Достижимость, то есть цели должны быть достижимы, реальны, и не выходить за рамки тех технологических возможностей, которыми обладает предприятие;
Согласованность, то есть цели должны быть увязаны между собой и не противоречить друг другу;
Приемлемость, то есть при постановке цели необходимо учитывать всё то, что сложилось в обществе: потребности, желания, традиции;
Гибкость.
В самом общем виде функцию целей можно представить следующим образом: , где – значение цели за время ; – значение этой цели, достигнутое в прошлом периоде; – значение целевой характеристики, устанавливаемое в подобных условиях в прежние времена; – значение целевой характеристики устанавливаемое предприятиями-конкурентами в подобных условиях; – уровень притязания руководителя
Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:
1) стратегические, устанавливаемые на длительный период (его продолжительность колеблется в зависимости от состояния и устойчивости развития экономики от трех до 5—10 лет); важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;
2) тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;
3) оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.
Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целейорганизации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.
По значимости цели подразделяются на: особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации; приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства; остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.
Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.
Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям и с использованием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать ресурсы, в том числе информационные. Соотношение между повторяющимися и разовыми целями в организациях меняется: под влиянием высокой скорости изменения деловой среды наметилась явная тенденция к росту удельного веса новых целей, которую организации пытаются сбалансировать, формализуя решение все большего количества целей и с определенной повторяемостью.
В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние целисамой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением— поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр. Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее составструктурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д. Они детально рассмотрены в последующих разделах учебника.
Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить. Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста. На стадии зрелостицели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.
4.Организационно-правовые формы юр.лиц
- Школа научного управления
- 6.Классическая школа управления
- 7. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
- 5. Организационные структуры управления предприятиями. Организационная структура предприятия
- 17. Операционная функция и операционная система. Операционная функция в организации
- Операции как виды деятельности
- Материальные потоки
- Производство и поставки
- Транспортировка и сервис
- Организация труда
- Организация производства по работам/проектам
- Организация серийного производства
- Организация поточного/массового производства