58. Социально-культурная сфера как объект управления.
Характеристика социально-культурной сферы, ее место и значение в современной рыночной экономике. Объект, предмет и функции менеджмента в социально-культурной сфере и туризме. Основные системы общественного окружения: экономика, экология, технологии, политика и социальная среда. Воздействие факторов внешней среды на социально-культурную сферу и туризм и обратное воздействие. Структура управления организацией и уровни менеджмента. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Формальная и неформальная структура. Проектирование организационных структур: принципы, требования, методика, этапы, направления совершенствования.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.
Различают связи:- линейные (административное подчинение);- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: - линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - дивизиональная; - матричная; - множественная. Сравнение структур управления. Анализ достоинств и недостатков структур управления позволяет найти критерии их оптимального использования. Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задач управления "по функциям". Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию. Эта структура управления характеризуется:- высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных;- организацией директивных связей по однолинейному принципу;- преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой. Вообще говоря, штабы должны консультировать и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов. Структура имеет следующие преимущества:- обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;- позволяет точно определить, где принимается решения, и необходимые ресурсы;- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления. Недостатки:- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет их горизонтальное согласование;- структура инерционна и с трудом реагирует на изменения.
Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, технологии, рынки сбыта, регионы. При этом обеспечивается:- относительно большая самостоятельность руководителей дивизионов;- организация директивных связей по линейному принципу;- относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой;- быстрая реакция на изменения рынка;- освобождение высших руководителей фирмы от необходимости принятия оперативных и рутинных решений;- снижение числа конфликтных ситуаций вследствие однородности целей в дивизионе. К числу недостатков этой структуры относят:- относительно высокие затраты на координацию решений ввиду децентрализации вплоть до отдельного финансирования из бюджета на определение расчетных цен;- при децентрализации теряются преимущества кооперации, что часто требует централизации выполнения отдельных функций (НИОКР, снабжение и т.д.).
Многомерные формы организации и управления характеризуются применением двух (матричная) или нескольких (тензорная) критериев разделения задач. Общими признаками этих организационных форм являются:- лимитированное пространство принятия решений инстанциями менеджмента;- организация директивных связей по многолинейному принципу;- большие затраты на координацию между инстанциями. Можно различить структуры, ориентированные на производство и на проект. Структура, направленная на производство, не ограничена временными рамками. Здесь имеется функциональная область менеджмента (где находятся многие стабильные организационные решения) и менеджмент по изделию (горизонтальный срез, охватывающий все предприятия). Проблемы такой организации состоят:- в регулировании решения задач в необходимости компетентности и ответственности менеджеров по изделиям;- больших затратах на координацию;- возможных директивных конфликтах.
Структуры, направленные на проект, как правило, ограничены по срокам и характерны для сложных и рисковых проектов Их проблемы состоят:- в конфликтах между инстанциями и менеджерами проектов (противоречивые указания, ресурсные конфликты);- неуверенности менеджеров в реальности сроков выполнения задач по проектам.
Для предприятий (фирм), действующих на международном рынке, может применяться трехмерная структура управления: изделие-регион-функция. Проблемы такой структуры управления: - конфликт из-за власти между представителями нескольких инстанций; - преобладание работы в группах и, следовательно, возможная задержка в принятии решений, а также коллективная ответственность то есть (безответственность).
- 5. Функциональная роль исследования в развитии систем управления и Логический аппарат исследования систем управления.
- 6. Состав и выбор методов исследования систем и исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.
- 16. Принципы, функции, задачи и организационная структура системы управления персоналом.
- 17. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
- 19. Оценка эффективности управления персоналом.
- 20 Экономические показатели применения информационных систем
- 21. Взаимодействие информационной системы и организации
- 22. Средства технического обеспечения управления информационными ресурсами
- 23. Программное обеспечение и базовые информационные технологии управления информационными ресурсами
- 26. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.
- 30. Стратегический потенциал организации.
- 31. Конкурентные преимущества
- 38. Внутренние аспекты жизнедеятельности организации социальной сферы.
- 39. Предмет, метод и задачи статистики.
- 40. Финансовые взаимоотношения учреждений с бюджетом и внебюджетными фондами.
- 41. Финансовые взаимоотношения учреждений с бюджетом и внебюджетными фондами.
- 42. Основы организации финансовой деятельности учреждений в рыночном хозяйстве.
- 43. Международное движение товаров, услуг и факторов производства.
- 44. Нормы, содержание, критерии организационного поведения.
- 47. Товар в маркетинговой деятельности.
- 48. Комплексное исследование товарного рынка.
- 49. Сущность и роль финансов и кредита
- 50. Экономическая стратегия и экономическая политика.
- 52. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- 54. Ценность фирмы и факторы, ее определяющие.
- 57. Основные этапы развития менеджмента. Развитие менеджмента в России.
- 58. Социально-культурная сфера как объект управления.
- 59. Методологические основы управления и их особенности в социально-культурной сфере.
- 60. Понятие и классификация методов управления и их особенности в социально-культурной сфере.
- 61. Стиль и методы руководства и их особенности в социально-культурной сфере.
- 62. Личность, власть, авторитет современного менеджера в социально-культурной сфере.
- 63.Управленческие решения
- 68. Стратегический менеджмент и маркетинг и его особенности в социально-культурной сфере.
- 70. Логистика.
- 71. Ценообразование с позиций маркетинга.
- 72. Формирование сбытовой сети. Виды маркетингового продвижения.
- 73. Основные критерии выбора партнера. Тактика ведения переговоров.
- 74. Контроль и ревизия маркетинга фирмы.