logo
Деловой этикет лекция

Этикет первых дней на работе

1-й рабочий день является не только самым важным, но и самым сложным в психологическом плане. От того, как вы поведете себя в свой первый день, будут зависеть во многом ваши дальнейшие отношения с сослуживцами и руководством. Поведение должно быть в высшей мере дипломатичным.

Во всех организациях нового сотрудника представляют остальным сослуживцам в первый день. Познакомив с коллективом, его «передают» в распоряжение более опытного сотрудника (супервизора), который обязан ввести его в курс дела, познакомить с сутью работы. К несчастью встречаются люди, которые испытывают удовольствие, наблюдая, как мучается «новичок». Чтобы не доставлять подобным типам удовольствие, нужно знать некоторые правила делового этикета.

  1. Не стоит постоянно отвлекать других сотрудников от их основной работы, если у вас возникли затруднения. Поэтому внимательно наблюдайте за работой сослуживцев.

  2. Не считайте себя умнее других, поскольку получили высшее образование. Какие бы знания вы не получили, конкретная работа отличается от теоретического представления. Подчас хорошие отношения с коллегами важны именно для вникания в специфику практической работы.

  3. Новый человек всегда обращает на себя повышенное внимание. Поэтому недопустимо с первых дней давать сослуживцам повод составить о вас негативное мнение. Не пренебрегайте таким понятием, как пунктуальность. Не опаздывайте на работу и не покидайте рабочего места раньше времени. Не слоняйтесь по кабинетам, если даже вы уже справились со своими текущими делами.

  4. Поскольку вы еще не наладили дружеских контактов, просто будьте доброжелательны. Утром поприветствуйте коллег, вечером вежливо попрощайтесь со всеми.

  5. В первые дни надо поинтересоваться, как принято обращаться друг к другу в коллективе. Даже если в коллективе царит дружеская и доброжелательная атмосфера и коллеги называют друг друга по имени и на «ты», не следует с первого дня фамильярничать. Если в коллективе принято называть друг друга по имени-отчеству, а вы привыкли, чтобы к вам обращались просто по имени, в этой ситуации нужно представиться полным именем, чтобы не сложилось впечатление, что вы хотите выйти за рамки принятого стиля общения.

  6. Не смешивайте личные отношения с деловыми. Не рекомендуется докучать коллегам рассказами о своих проблемах, неудачах, неприятностях.

  7. Не забывайте о своем рабочем месте. Недопустимо оставлять на рабочем столе беспорядок. В конце рабочего дня приведите свой стол в порядок, поскольку, образно говоря, это ваше лицо.

  8. Девушкам не следует приводить себя в порядок (причесываться, подправлять макияж) на рабочем месте, да еще в присутствии коллег. Не имейте привычки искать что-либо на чужом столе, рыться в ящиках сослуживцев.

  9. Если кто-то из коллег разговаривает при вас по телефону по своим личным делам и или по работе, не прислушивайтесь к разговорам и не комментируйте их. Не ведите по телефону долгих бесед личного характера в присутствии коллег и в рабочее время.

  10. Не игнорируйте коллег, даже если сильно заняты чем-то. Если к вам обратился кто-то из сослуживцев, постарайтесь сразу же обратить на него внимание. Общаясь с коллегами, старайтесь как можно чаще называть их по имени – это производит на людей благоприятное впечатление. Если коллег слишком много и вы не успели запомнить их имена, не будет ничего страшного, если извинившись, попросить человека назвать его имя.

  11. В начале работы часто случается, что вас кому-то представляют. Если вас представляют, сначала посмотрите на того, кому вас представляют, а затем на того, кто представляет. При знакомстве в деловом мире часто используют рукопожатие.

  12. Разговаривая с коллегой, выказывайте заинтересованность в беседе. В этом может помочь язык тела. Ведя разговор, смотрите на говорящего, слегка наклонившись вперед, не сутультесь, но и не застывайте по стойке смирно. Нежелательно складывать руки на груди. Не рассказывайте непристойных анекдотов, а также не следите за перемещением других людей.

  13. Надо быть готовым к управлению кризисными ситуациями, в том числе к критике. Если критикуют вас, то воспринимайте все спокойно, внимательно выслушивая претензии. Не изворачивайтесь и не пытайтесь найти всевозможные оправдания. Если же считаете, что критика в ваш адрес не обоснованна, то сообщите об этом руководителю в спокойной и вежливой форме. В любом случае, если вы считаете, что критика принимает форму личных оскорблений, не отвечайте тем же. Постарайтесь просто не выводить руководителя из себя еще больше, а дождитесь момента, когда он станет более спокойно воспринимать ситуацию, и попытайтесь объяснить свою позицию еще раз.

  14. В свое время Дейл Каргени вывел правило трех плюсов, которое помогает установить контакт практически с любым человеком, в том числе и на новом рабочем месте. Эти плюсы – улыбка,имя,комплимент. Общаясь с коллегами, особенно в первые дни, проявляйте к ним внимание. Не стесняйтесь сделать комплимент, боясь, что вас могут назвать льстецом. Соблюдайте при этом несложные принципы:

Если комплимент говорят вам:

  1. С первого рабочего дня старайтесь влиться в новый коллектив. Соберите информацию о том, какие традиции приняты в организации. Если коллег поздравляют с днем рождения, отмечая это событие чаепитием, участвуйте в подобных мероприятиях, старайтесь оказать посильную помощь в их подготовке и проведении.

В целом же процесс адаптации сотрудника на новом месте – это двухсторонняя процедура. С одной стороны, человек сознательно принимает решение о начале работы в той или иной организации. С другой, организация также берет на себя определенные обязательства, принимая сотрудника на работу. Если процесс адаптации нового сотрудника никак не регулировать, то его полное привыкание на новом рабочем месте может произойти лишь через 1-1,5 года. При регулировании новый сотрудник начинает эффективно работать уже в течение 1-го года.