Методические основы создания ит
Основу процесса формирования и развития информационной системы управления предприятием составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления выступает предприятие, а субъектом - система управления предприятием в лице генерального директора. Инструментом управления является информационная система, использующаяся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия. За работу ИС отвечает исполнительный директор (вице-президент) по информационным ресурсам - информационный менеджер (Chief Information Officer - CIO).
Управление осуществляется на основе модели объекта управления. Для теоретического познания и построения модели управления необходимо проанализировать объект в определенном аспекте, обусловленном применяемым методологическим подходом. Методологический подход - это способ видения реальной действительности через призму научной категории, который может быть представлен совокупностью научных методов. В современной науке широко используют следующие подходы: системный, базирующийся на общенаучной категории «система»; информационный - «информация»; стратегический - «стратегия»; деятельностный - «деятельность»; вероятностно-статистический - «возможность»; кибернетический - «обратная связь»; дескриптивно-нормативный - «норматив»; и др.
Реальный объект, взятый в одном из аспектов, образует предмет изучения. Используя методологические подходы, исследователь выявляет скрытые и существенные закономерности, свойственные данному предмету. При одном методологическом подходе к конкретному объекту получают частные результаты исследования, а при многоаспектном - обобщающие.
Организация и становление информационных систем и технологий должны базироваться на системном, информационном, стратегическом и объектно-ориентированном подходах. В литературе, как правило, рассматривается информационный подход для выявления информационных потоков, а системный и объектно-ориентированный - для формирования информационной системы.