Этический кодекс современного менеджера.
Как дисциплина этика представляет собой нормативную науку. В ней упор делается не на то, что представляет ситуация, а на то, как она возникла, что следует делать, а что нет.
Этика бизнеса касается норм и ценностей определенной важности, т.е. тех, которые люди не могут легко игнорировать.
Шесть источников этики бизнеса:
1) Наследственность (эволюционные силы естественного отбора оказывают влияние на развитие таких черт, как альтруизм и кооперация, которые лежат в основе этической системы).
2) Религия (эта основа формирует этику бизнеса)
3) Философская система (Эпикурейцы: добродетель - удовольствие от деятельности; стоики и пуритане: трудолюбие и экономичность)
4) Культурный опыт (правила, обычаи, передавания из поколения в поколение)
5) Правовая система (закон дает представление об этическом курсе жизни, но не выражает всех этических предпочтений общества)
6) Нормы поведения:
- определенные нормы поведения на фирме
- оперативная политика компании
- этические кодексы компании
Вывод: Этика бизнеса - это процесс, в ходе которого предприниматель, государственный служащий или менеджер определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную, профессиональную ответственность за принятые решения.
В этом определении можно выделить 2 момента:
1) Содержание этических стандартов
2) Процесс, позволяющий их воспроизводить.
Этика предпринимательства включает 4 компонента:
1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в целом к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность и ответственность, терпимость.
2) Стандарты и нормы: принципы, определяющие действия людей, и служащие для руководства и контроля за их поведением (законы, кодексы).
3) Внешняя среда: условия, в которых протекает деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д.
4) Поведение людей: формы деятельности людей, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм.
Этика отвечает на следующие вопросы:
1) Что есть добро и зло.
2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса.
3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения.
4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.
Чтобы поведение в сфере бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента:
1) Внутренний контроль (моральные принципы и сознание самого человека).
2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы)
3) Механизм решения этических дилемм. Этическое обучение.