Swot – анализ
В последнее время в России среди ученых-экономистов, а также и среди практиков (экономистов, непосредственно использующих различные методы анализа деятельности предприятий) возрос интерес к новым методам анализа, в частности к SWOT-анализу.
SWOT-анализ называется так по первым буквам английских слов, характеризующих содержание и направленность этого метода («сильные и слабые стороны, возможности и угрозы») и является одним из наиболее распространенных видов маркетингового анализа. SWOT - это аббревиатура из четырех слов:
Strength - сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает ее от конкурентов.
Weakness - слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой) и которую предприятие в силе улучшить.
Opportunity - возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
Threats - угроза: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.
Целью SWOT-анализа является определение всех сильных и слабых сторон организации, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы, для получения четкого представления основных направлений развития предприятия. На основе такого исследования организация должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз. Структура матрицы SWOT-анализа представлена на рисунке.
В каждой из четырех частей матрицы формулировки соответствующих факторов должны быть упорядочены по значимости, т. е. в первую очередь указывается та сторона, которую аналитики считают самой сильной или самой слабой, а также те, где имеются наибольшие возможности или угрозы.
Задачи SWOT-анализа:
1) выявить сильные и слабые стороны предприятия и сравнить их с конкурентами;
2) выявить возможности и угрозы внешней среды;
3) связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
4) сформулировать основные направления развития предприятия.
В процессе проведения SWOT-анализа аналитик ищет ответ на ряд вопросов:
- каковы сильные и слабые стороны фирмы (в настоящее время и прогнозируемые);
- каково влияние на деятельность фирмы внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное);
- насколько фирма может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде;
- в какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать;
- какую оценку можно дать фирме и ее бизнес-направлениям (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз);
- какие стратегии следует внедрить и реализовать фирме при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.
SWOT-анализ, являясь достаточно универсальным, может проводиться:
1) для организации в целом по рынкам, на которых присутствует (или может присутствовать) ее продукция;
2) по видам выпускаемой продукции;
3) для оценки организации сбыта и уровня квалификации специалистов по продажам;
4) для своих основных конкурентов и их товаров.
Методика очень простая: заполните матрицу релевантными факторами. Ниже вы найдете примеры возможных факторов для каждой из ячеек матрицы:
Сильные стороны: |
Преимущества вашего предложения
Конкурентные преимущества
Опыт, знания, уникальная база данных
Навыки и способности
Сильные стороны вашего типа личности Ресурсы, активы, люди
Финансовые резервы, высокая маржа
Маркетинг – популярность бренда, уровень дистрибуции
Инновационные аспекты
Географическое положение
Цена, качество продукции или их соотношение
Лицензии, аккредитации, сертификации
История компании, ее имидж, корпоративная культура
Слабые стороны:
Слабые места вашего предложения
Недостаток опыта или компетенций
Личная репутация, имидж компании
Слабые стороны вашего типа личности
Финансовые проблемы, отсутствие свободных средств
Жесткий график работ, сроки сдачи работы
Проблемы с поставщиками и смежниками
Предсказуемость ситуации, надежность данных, точность планирования
Проблемы с менеджментом и лидерством
Слабая корпоративная культура, слабая мотивация
Возможности:
Динамика рынка, рост того или иного рынка
Слабости конкурентов
Тенденции в промышленности или стиле жизни потребителей
Развитие технологии и инновации
Макроэкономические тенденции
Новые рынки, новые сегменты рынков
Крупные тендеры, новые контракты
Создание новых продуктов, расширение бизнеса
Исследования рынка, базы данных
Влияние сезона, погоды или моды
Угрозы:
Динамика рынка, сокращение объема всего рынка или сегмента рынка
Политическая ситуация в стране
Изменение законодательства или вероятность неблагоприятных изменений
Влияние внешней среды, финансового климата в стране или мире
Новые разработки и действия конкурентов
Новые технологии, услуги
Проблемы у ключевых партнеров по бизнесу
Рынок труда
Влияние сезона, погоды или моды
А теперь – конкретный пример SWOT анализа, составленный центром обучения CPS Human Resource Services. Это – SWOT анализ бизнес активности моей любимой кофейни Starbucks в 2004 году.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
|
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
|
|
SWOT анализ – простой и наглядный инструмент, помогающий убедить слушателей или читателей ваших бизнес-презентаций или бизнес предложений в верности и обоснованности ваших утверждений. Хотите получить от начальства дополнительные ресурсы? Не поленитесь вставить в ваше деловое предложение матрицу SWOT анализа!