logo
Архив2 / курсач docx51 / Kursach(79)

Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации

Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII века. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Г.-Ф. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя [13, c.68].

Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социологию, социальную психологию, другие науки.

Термин «адаптация» в социально-педагогическом контексте означает приспособление человека к условиям социальной среды, к разнообразным социальным ситуациям, сообществам, в которые он входит. [23, c.16] Социальная адаптация предполагает со стороны человека вживание в условия данной среды, соответствие её этическим, поведенческим, психологическим требованиям. Социальная адаптация – процесс и результат социальной типизации, стандартизации индивида [3, c.6].

Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный [13, c.72]. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе "индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне "оперативного покоя"), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Можно рассудить лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой он входит. Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями [5, c.36].

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности [21, c.98]. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации [22, c.99]. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства [2, c.255]. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли") [2, c.156].

В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации [6, c.144]:

Физиологическую (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

Психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте);

Социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Рассматривая этапы вхождения личности в коллектив, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию [7, c.58]. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность коллектива, а вторичная - все последующие изменения в службе (переход на новую должность, переезд в другой город и т.д.). Адаптированность личности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену [12, c.345].

1). Уровень поверхностной адаптированности - внешнее принятие личностью норм коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;

2). Уровень глубокой адаптированности - внутреннее принятие личностью норм и правил коллектива в силу их тождественности личным нормам или в результате происшедшей под воздействием требований коллектива перестройки иногда ломки внутренних норм. Устанавливаются прочные и относительно многочисленные служебные и личные связи, опосредованные содержанием совместно решаемых задач. Достаточно высокая удовлетворенность личности этими отношениями и своим положением в коллективе.

Человек может успешно адаптироваться в обществе только научившись выполнять социальные обязанности. Это происходит в процессе освоения социальных ролей. Социальная роль – это сформированная способность выполнять ту или иную социальную деятельность, способность к социальному функционированию [20, c.103].

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых усваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую, микросоциально-статусную, возрастную [3, c.36].

Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью. В повседневной жизни проявления этой роли изменяются в зависимости от возраста и семейного положения (социальные роли - мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать, бабушка или дедушка.).

Семейно-бытовая роль приобретается в результате семейно-бытовой социализации — это исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей (социальные роли - муж, сын, отец, дедушка).

Профессионально-трудовая роль – результат профессионально-трудовой социализации. Эта роль выражается в выполнении человеком определенной профессиональной деятельности (социальная роль - военнослужащий, программист, преподаватель).

Субкультурно -групповая роль (субкультурно-групповая социализация) — отражает определенные проявления человеческой личности, обусловленные воспитанием в определенной культурной, национальной, религиозной среде среды. Даже внутри одной страны каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума (в России - казак, вологжанин, сибиряк). Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социально-культурного окружения (социальные роли – интеллигент, бизнесмен, чиновник).

Микросоциально-статусная роль (микросоциально-статусная социализация) - определяет статусное поведение человека в микросреде (малой группе), его способность управлять, организовывать, подчиняться, участвовать, влиять на социальные взаимоотношения в группе. Это роли лидера, «середняка», исполнителя, генератора идей, наблюдателя, шутника, «рубахи-парня», изгоя.

Возрастная роль (возрастная социализация)– отражает особенности взаимодействия с социумом в разные периоды жизни (статусы и роли – ребенок, юноша, взрослый, старик).

Освоив социальные роли, человек может уверенно действовать в социальной среде.

К психологическим и социально-психологическим механизмам адаптации [6, c.45] можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Освоение социальных ролей происходит в результате действия личностных, средовых и воспитательных факторов. Личностные факторы характеризуются личностными способностями и возможностями человека. Они определяются умственными, волевыми, силовыми потенциалами и состояниями человека. Наличие развитого интеллекта, сильной воли, устойчивой психики предопределяет быстрое и качественное освоение социальных ролей, освоение социальных функций. К средовым факторам относятся: стимуляция со стороны СМИ, коллектива, группы, отдельной личности. Всякая среда создает стимулы для обретения человеком тех или иных социальных качеств, вынуждает изменяться, соответствовать требованиям поведенческим нормам и ценностным стереотипам данной среды. Воспитательные факторы (влияние воспитателей, родителей) отражают содержание воспитательной деятельности в семье, образовательных учреждениях.

На каждого человека во время его социального становления влияет множество факторов личностного и общественного характера. Это обуславливает:

— относительную неорганизованность процесса социализации, заключающуюся в далеко не всегда предусмотренном и целенаправленном влиянии среды (стихийность);

— непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением;

— возрастающую по мере взросления самостоятельность индивидов в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения.

Именно вследствие хаотичности и неуправляемости разнородных влияний на социализацию личности возникает необходимость выделения особой деятельности по целенаправленному развитию социального потенциала человека.

З. Фрейд выделил следующие механизмы психологической защиты [5, c.87], которые личность может использовать в адаптационный период, в случае возникновения трудностей в освоении новых типов поведения:

1. уход- это механизм психологической защиты, проявляющийся в виде избегания неприятных ситуаций.

2. фантазирование - это механизм психологической защиты в виде ухода в воображаемый мир, погружения в грезы.

3. регрессия - это механизм психологической защиты в виде возврата к более ранним формам поведения и мышления.

4. рационализация - это механизм психологической защиты, при котором для оправдания неприемлемой ситуации искажается истина.

5. проекция - это механизм психологической защиты, проявляющейся в виде обвинения другого в своих собственных слабостях вследствие испытываемого самим человеком чувства вины.

6. перенос. При переносе человек вымещает накопившиеся чувства на ни в чем неповинной жертве.

7. компенсация позволяет возместить упущения и недостатки в одной области успехами в другой.

8. сублимация - это наиболее широко известный механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную, созидательную область.

9. отрицание - отказ от принятия, прежде всего неприятных событий, игнорирование негативной стороны реальности, отрицание опасности и др.

При срывах в протекании процесса адаптации может возникнуть процесс дезадаптации [6, c.221].

Дезадаптация - стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.

Под этим определением подразумевается невозможность адекватного профессионального воинского обучения соответственно природным способностям, а также адекватного взаимодействия военнослужащего с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует.

В основе возникновения воинской дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям поведения, ухудшению здоровья, психической устойчивости подрастающих поколений. Число детей и подростков с выраженными проблемами в социальной адаптации постоянно возрастает. И в дальнейшей жизни именно они будут поступать для прохождения воинской службы. Для того, чтобы явление дезадаптации не стало характерно для вашего подразделения командиру подразделения необходимо правильно организовать процесс адаптации. Но адаптация, как и любой другой процесс, имеет свои затруднения и причин здесь несколько. Наряду с тем, что современному призывному контингенту характерны такие особенности как стремление к самоутверждению, общению, у него проявляется также несформированность мировоззренческих структур, поливалентность настроений, податливость внешнему воздействию, максимализм, способность к немотивационному риску. Более того, у многих военнослужащих отличается не только прогрессирующая отчужденность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Отдельным присущи психопатические черты характера, нервно психическая неустойчивость, наличие тревожности, отсутствие установки на предстоящую деятельности и др.

Не секрет, что начиная с 90-х годов появилась тенденция формирования и развития противоположных коллективизму качеств - индивидуализма (эгоизма). Стереотипные нравственные установки, такие как стремление к служению интересам общества, народа, участию в общественно-полезной деятельности, на которых основывалась воспитательная работа, сегодня во многом разрешены, а новые находятся в стадии становления.