Организация и методы библиотечных исследований читателей и чтения.
Исследуются читательские интересы, круг чтения отдельных лиц и социальных групп, чтение ими книг и других публикаций. Библиотековеды могут организовать и проводить исследования: международные; всероссийские; зональные (по федеральным округам, нескольким областям или республикам); областные (только в одной области или республике); локальные (в одной библиотеке). Исследования могут организовываться как: одноразовые; повторные; мониторинговые (постоянные или длительные).
Библиотечная исследовательская теория и практика располагают мощной методологической базой. Используются философские методы; общенаучные методы; анализ текстов – традиционные, классические (качественные) и формализованные (качественно-количественные, например, контент-анализ); методы научного наблюдения – прямые, косвенные, самонаблюдение; опрос – анкетирование, интервьюирование, тестирование; эксперимент, специальные библиотечные и др.
Собираемые в исследованиях материалы помогают: совершенствовать направления работы библиотеки; формировать систему мероприятий с учетом потребностей и интересов читателей; прогнозировать и планировать на будущее свою работу.
Среди капитальных исследований, ставших классическими назовем: «Изучение читательских интересов рабочей молодежи в 52 крупных и средних городах РСФСР» (1963-1966 г. г.; ЛГИК, ГБЛ); «Советский читатель» (1965-1967 г. г., ГБЛ); «Анализ читательских интересов ленинградской молодежи», а затем рабочей молодежи Ленинграда и Ленинградской области (1963-1965 г. г. и 1970-1973 г. г., ЛГИК); «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969-1979 г. г., ГБЛ) и «Книга и чтение в жизни советского села» (1972-1977 г. г., ГБЛ).
В настоящее время разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» (утверждена 21 ноября 2006 г.), в которой предусмотрена система исследований чтения и читателей.
- Программа государственного экзамена по специальности 07.12.01 «библиотечно-информационная деятельность»
- Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения.
- Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура.
- Библиотечная педагогика в структуре библиотечной теории и практики.
- Библиотечная психология в структуре библиотечной теории и практики.
- Организация и методы библиотечных исследований читателей и чтения.
- Социальная миссия и социальные функции библиотеки.
- Библиотечная профессия, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
- Инновационная деятельность в библиотеках.
- Библиотечный маркетинг.
- Библиотечный менеджмент. Функции и методы управления библиотекой.
- Библиотечный коллектив: формирование и управление.
- Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.
- Правовое обеспечение библиотечного дела.
- Определение, классификация и функции документов.
- Ценностные свойства документов и факторы их социальной значимости.
- Язык предметных рубрик: структура и использование в ипс.
- Аннотация, реферат: структура, функции, методика.
- Операционная система семейства Windows как операционная среда для пользователя персонального компьютера.
- 44. Текстовые информационные технологии на примере текстового процессора Word.
- 45. База данных. Системы управления базами данных: назначение и функции. Основные возможности субд Access.
- Интернет как электронная транспортная система. Сервисы Интернет.
- Создание web-документов и web-сайтов.
- Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
- Формы, виды и уровни коммуникационной деятельности.
- Документы в структуре социальной памяти общества.
- Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития.
- Педагогическое мастерство библиотекаря отдела обслуживания.
- Педагогические технологии формирования информационной культуры в библиотеке образовательного учреждения.
- Педагогический такт – важная составляющая профессиональной деятельности библиотекаря.
- Список рекомендуемой литературы