Анализ стратегии развития предприятия
Под корпоративной стратегией понимается долгосрочное направление развития предприятия, следование которому приведет к достижению стратегических целей. Стратегия формулирует общие направления развития предприятия, в первую очередь касающейся производимой продукции и каналов ее продвижения. При этом стратегия должна обеспечить концентрацию усилий в той области, где будут иметься устойчивые конкурентные преимущества. Разработка корпоративной стратегии позволяет перейти от управления предприятием, зависящего от воздействия случайно возникающих внешних и внутренних факторов, к планомерной деятельности по достижению определенных результатов с возможностью оценки их достижимости по определенным критериям и применения адекватных управляющих воздействий [12, с 10].
Для исследуемого гостиничного предприятия в разделе 1.1.2. была определена стратегия поведения, направленная на повышение конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг (см. табл. П2.9).
Для разработки системы целей для компании в целом необходима разработка «стратегической карты».
Логика «стратегической карты», предполагает, что система целей для коммерческой организации должна прописываться в четырех взаимосвязанных проекциях – «Финансы», «Клиенты \ Продукты», «Бизнес-процессы», «Персонал \Инфраструктура». Причинно-следственная связь этих проекций очевидна – квалифицированные и мотивированные сотрудники, используя развитую инфраструктуру (оборудование, программное обеспечение, транспортный парк и т.д.), призваны обеспечить необходимое компании качество и скорость выполнения бизнес-процессов. Отлаженные бизнес-процессы необходимы для достижения конкурентного преимущества и обеспечения удовлетворенности клиентов. Удовлетворенные клиенты и конкурентные преимущества являются предпосылкой достижения желаемых финансовых целей.
Таким образом, для составления стратегической карты исследуемого гостиничного предприятия необходимо оценить способы достижения основной стратегии с точки зрения сопутствующих стратегий в финансовой сфере, клиентской сфере, сфере бизнес-процессов и инфраструктуры/персонала. Стратегическая карта гостиничного предприятия «Огни Мурманска» представлена на рис. П7.
К финансовым стратегиям предприятия относятся повышение эффективности функционирования за счет увеличения денежного потока и стоимости услуг. Но стоимость услуг должна повышаться пропорционально росту их качества.
Анализ положения исследуемого предприятия на городском и региональном рынках гостиничных услуг показал, что отель «Огни Мурманска» находится на четвертом месте по стоимости номерного фонда (средняя стоимость аренды номера составляет 5700 руб.). Согласно отзывам клиентов и сравнительным данным о стоимости аренды номерных фондов и их качеству других гостиничных предприятий области, такая стоимость аренды номеров является несколько выше оптимальной для регионального клиента и клиентов со средним уровнем доходов, идентичным уровню в Мурманской области.
Увеличение денежного потока может быть достигнуто путем повышения количества клиентов. Удовлетворенность клиентов, достигаемая путем оптимизации соотношения цены и качества услуг, расширения услуг, создания наиболее выгодных условий постоянным клиентам, что и ведет к расширению клиентской базы.
В настоящее время в исследуемом гостиничном предприятии сложились следующие мероприятия по привлечению и удержанию клиентов:
действуют скидки на проживание гостей при самостоятельной регистрации и бронировании номеров турагенствами;
гибкая система скидок на предоставление дополнительных услуг;
собственный web-сайт содержит подробную информацию о предоставляемых услугах, стоимости услуг, есть возможность создания заявки на бронирование номеров (посредством электронной почты);
предприятие проводит на своей территории различные мероприятия, являясь спонсором и организатором.
Повышение качества услуг, как нематериального товара, может быть достигнуто через повышение уровня сервиса (с точки зрения клиента), что, в свою очередь, обеспечивается повышением уровня квалификации персонала и контроля над его деятельностью.
Возможным вариантом стратегии развития отеля может являться и расширение номерного фонда и/или создание сети гостиничных предприятий.
Так же немаловажной стратегией является внедрение информационных технологий в бизнес-процессы предприятия. На сегодняшний день на предприятии внедрена локальная вычислительная сеть, а так же автоматизированы деятельность бухгалтерии и кадровый учет (см. п. 1.3.7).
П1. Анализ факторов дальнего окружения
Таблица П1
- Анализ положения предприятия на рынке
- Матрица swot-анализа
- Экономический анализ предметной области
- Анализ стратегии развития предприятия
- Анализ факторов дальнего окружения
- Матрица возможностей
- Матрица угроз
- Смешанный анализ на базе swot
- Матрица соответствия угроз и сильных сторон
- Матрица соответствия возможностей и сильных сторон
- Матрица соответствия угроз и слабых сторон
- Матрица соответствия возможностей и слабых сторон
- Свод результатов
- Экспертная оценка вариантов стратегий развития исследуемого гостиничного предприятия