logo
Тема 11 - Администрирование в логистике

11.2. Логистический анализ

Под анализом в широком смысле обычно понимается разло­жение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на час­ти с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С позиций логистики необходимо проводить экономический и финансовый анализ-аудит, позволя­ющие оценить принимаемые логистическими менеджерами предприятий решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других резуль­тирующих показателей.

На уровне предприятия можно выделить следующие основ­ные задачи стратегического, тактического и оперативного логи­стического анализа1:

• анализ выполнения стратегического (тактического, опера­тивного) логистического плана;

• анализ соответствия логистического стратегического пла­на маркетинговому и производственному;

• анализ качества продукции и логистического сервиса;

• анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

• анализ эффективности выполнения отдельных логистичес­ких функций и работы звеньев логистических систем;

• анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, живого труда;

• анализ производительности (продуктивности);

• анализ уровня технологической и технической базы логи­стического менеджмента;

• анализ эффективности логистической информационной системы и применяемых информационно-компьютерных технологий;

• финансовый анализ-аудит;

• анализ составляющих логистических издержек;

• анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее по­ложение на рынке;

• выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;

• анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;

• анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия;

• анализ звеньев логистических систем и логистических по­средников и т.д.

Даже простое перечисление показывает, насколько обшир­ным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и фи­нансового анализа функционирования предприятия на рынке.

В основу логистического анализа положены такие принци­пы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достовер­ность информационной базы и др. Применяемые при этом мето­ды и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Большое значение для эффективности анализа имеет инфор­мационная база, которая включает в себя совокупность норма­тивных, плановых, учетных и отчетных показателей, характери­зующих состояние и динамику логистической системы и ее внеш­ней экономической среды.

Логистический анализ, проводимый на предприятии, может быть классифицирован по ряду признаков:

по целям и задачам различают анализ выполнения страте­гического (тактического, оперативного) плана; определе­ние базисных логистических показателей; оценку резуль­татов хозяйственной и финансовой деятельности; подготов­ку информации для принятия управленческих решений и т.п.;

по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический, функционально-стоимостной, про­блемно-ориентированный и другие виды анализа;

по содержанию программы различают комплексный (охва­тывающий все стороны функционирования логистических систем) и локальный (затрагивающий отдельные элемен­ты, процессы, звенья) анализ;

по уровню объектов анализ может охватывать логистичес­кую систему в целом, отдельное звено, подразделение, тех­нологический участок, рабочее место и т.п.;

по субъектам проведения логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;

по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительным, оперативным, текущим, итоговым, пер­спективным.

При проведении логистического анализа на предприятиях можно применять различные методы и приемы, часть которых представлена на рис. 11.3. Для повышения точности и достовер­ности анализа используется большое количество различных ма­тематических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.

Среди наиболее распространенных в западном логистичес­ком менеджменте методов и технических приемов анализа мож­но указать:

• методы математической статистики (факторный, индекс­ный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели, спектральный ана­лиз и др.);

• функционально-стоимостной анализ;

• методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;

• различные эконометрические методы и модели;

• методы экспертных оценок.

Важную роль в процессах логистического анализа и контро­ля играют процедуры измерения результатов решений, прини­маемых логистическим менеджментом.

Измерение результатов (количественная мера степени вы­полнения логистических операций и функций) является необхо­димым условием эффективности управления, так как обеспечи­вает обратную связь, необходимую для эффективного менедж­мента.

Процедуры измерения результатов зависят от целей логис­тического менеджмента и вида логистической системы. Для боль­шинства логистических систем рассматриваются следующие показатели:

• удовлетворение потребителей;

• использование инвестиций;

• оперативные логистические издержки;

• качество;

• время циклов;

• производительность.

Детализация параметров указанных показателей приведена

в табл. 11.21.

Таблица 11.2

Характеристика показателей исполнения логистических решений

Показатель

Основные параметры

1

2

Удовлетворе­ние потребите­лей в качестве продукции и логистического сервиса.

Обеспечение выполнения заказа точно к указан­ному сроку.

Полнота удовлетворения заказа.

Точность параметров заказа.

Информационная и коммуникационная надеж­ность, точность и своевременность.

Количество возвратов заказов, случаев отсутствия запасов, повышения тарифов.

Жалобы потребителей.

Оценка потребителями (рейтинг) степени удовлет­воренности логистическим сервисом.

Использование инвестиций.

Скорость и количество оборотов заказов.

Использование оборотного капитала.

Средний уровень запасов.

Возврат на инвестиции в основные фонды.

Точность поддержания уровней запасов.

Использование инвестиций в транспортировку.

Использование инвестиций в складскую инфра­структуру.

Использование инвестиций в технологическое обо­рудование.

Операционные логистические издержки.

Затраты на производство продукции (себестои­мость).

Затраты на внутреннюю и внешнюю транспорти­ровку.

Затраты, связанные с качеством продукции (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров и т.п.).

Затраты на грузопереработку и складирование.

Затраты, связанные с процедурой заказов.

Качество.

Точность и достоверность прогнозирования.

Выполнение производственного расписания и схем доставки продукции потребителям.

Ошибки в выполнении заказов.

Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.

Возврат товаров покупателями.

Время циклов.

Время составляющих цикла заказа.

Время пополнения запасов.

Время обработки заказов потребителей.

Время доставки заказа.

Время производственно-технологического цикла.

Время цикла подготовки отчетов.

Время цикла закупки материальных ресурсов.

Производитель­ность.

Количество обработанных заказов в единицу вре­мени.

Грузовые отправки на единицу складских мощно­стей и грузовместимости транспортных средств.

Отношения типа «вход—выход» для динамики вы­пуска продукции и документооборота.

Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала.

Отношение логистических издержек на единицу производимой продукции.

Затраты в дистрибутивной сети на единицу объема продаж.