logo search
SWOT-анализ как метод выработки стратегических решений

Заключение

Решение как социальный акт (рекомендательный или обязательный) содержит постановку целей, определяет средства их достижения и служит основой организации практической деятельности людей по переводу компании (ее отдельного элемента) в новое состояние.

  • Специфической разновидностью решений являются стратегические.
  • Суть их принятия состоит в стратегическом выборе концепции развития компании в целом и основных ее направлений.
  • Стратегические решения по своей природе уникальны, инновационны, имеют творческий характер, поэтому формальные стандартные методы их разработки и принятия использоваться не могут. Поэтому они принимаются на самом высоком уровне, что обеспечивает им сбалансированность, внутреннюю и внешнюю непротиворечивость; их успех зависит от качества подготовки, а не от оперативности действий.
  • Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегий является так называемый SWOT-анализ (от англ. strength - сила, weaknesses -слабости, opportunities - возможности, threats - угрозы) - это анализ сильных и слабых сторон компании, а также ее возможностей и угроз. Как правило, SWOT-анализ применяется при разработке бизнес-планов новых проектов, а также при формировании стратегии компании.
  • Наиболее часто SWOT-анализ используется компаниями в следующих случаях: - разработка стратегии предприятия, в том числе финансовой. SWOT-матрица составляется, как правило, раз в год, а также в момент создания или пересмотра стратегии;
  • - анализ рынка продукта/услуги. Практически все бизнес-планы, составленные как для внутреннего использования, так и для представления инвесторам или в кредитные учреждения, должны содержать SWOT-анализ проекта. Например, в одной из агропромышленных компаний SWOT-анализ использовался отделом при выборе системы автоматизации;
  • - выбор из нескольких стратегических альтернатив.
  • Результаты применения SWOT-анализа во многом зависят от квалификации и аналитических способностей специалистов, которые его делают. В последние годы эта технология входит в обязательную программу большинства экономических вузов, а также курсов MBA, поэтому молодые специалисты относятся к ней как к универсальному инструменту, часто не задумываясь, как им пользоваться.
  • Результаты SWOT-анализа возможностей развития бизнеса компании иногда расходятся с реальностью. Это означает, что кто-то при оценке факторов, способных повлиять на развитие компании и ее положение на рынке, сильно перестраховался. Скорее всего, это была дирекция по маркетингу и продажам. Мнение маркетологов было включено в оценку будущих доходов с самым большим весом, так как именно в данном подразделении работают менеджеры, отвечающие за конкретные направления развития (самый низкий вес имело мнение дирекции по правовому обеспечению). Они же являются самыми заинтересованными лицами, поэтому имеют "замыленный" взгляд. Психологический эффект оказывается значительным: вследствие неточности прогноза от использования методики SWOT-анализа решено было отказаться. Это свидетельствует об определенной неготовности компании к применению SWOT-анализа, чем об ущербности самой методики.
  • Главные ошибки, допускаемые при проведении SWOT-анализа, заключаются в недостатках, которые имеются у самого анализа. Оценка возможностей и угроз - это всего лишь оценка с определенной долей вероятности. Возможен вариант, когда ожидания будут завышены, а угрозы недооценены, так как SWOT-анализ не учитывает возможные риски. Поэтому использовать этот анализ самостоятельно для определения стратегического плана развития, не имея инструмента для управления возможными последствиями неблагоприятного стечения обстоятельств, крайне рискованно.
  • Список литературы
  • 1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.-3-е изд., испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2005.-416с.
  • 2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-328с.
  • 3. Игнатьева А.В. Исследование систем управления.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003-157с.
  • 4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под.общ.ред.проф. М.П.Переверзева.-М.:ИНФРА-М, 2005.-288с.
  • 5. Смирнов Э.А.Разработка управленческого решения: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-271с.
  • Приложение 1
  • Критерии оценки деятельности фирмы со стороны заинтересованных субъектов
  • Субъекты

    Критерии оценки

    Покупатели

    Соотношение потребительских свойств и цены, доступность товара, сервис

    Акционеры

    Рыночная стоимость акций, уровень дивидендов

    Правительство

    Исполнение законов, получение налогов, поддержка своих программ

    Профсоюзы

    Уровень заработной платы, занятость, профессиональный рост работающих

    Кредиторы

    Возврат ссуд

    Поставщики

    Получение постоянных заказов, своевременность их оплаты

    Конкуренты

    Скорость проникновения на отраслевые рынки инноваций, укрепление конкурентных преимуществ фирмы

    Общественность

    Вклад в развитие общества, создание рабочих мест, охрану окружающей среды