logo
SWOT-анализ как метод выработки стратегических решений

2.1 Общий анализ среды

Анализ окружения фирмы, позволяющий достаточно точно прогнозировать перспективы его изменений и положения ее самой, проводится крупными компаниями с 1930-х гг. Он должен осуществляться на всех уровнях и во всех подразделениях, но прежде всего является обязанностью маркетинговых служб.

  • Анализ макросреды включает:
  • ее всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденций и обнаружения признаков возможных изменений, способных повлиять на жизнедеятельность фирмы;
  • их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.
  • Такой анализ позволяет:
  • лучше понимать значение происходящих в ней событий;
  • точнее оценить обстановку, в которой функционирует фирма;
  • повысить качество принимаемых стратегических решений;
  • правильнее понимать роль международных организаций;
  • сосредоточивать внимание на первых признаках стратегических перемен;
  • действовать как система раннего предупреждения, успевать прогнозировать угрозы и разрабатывать необходимые мероприятия.
  • Поскольку число объектов такого наблюдения велико, на практике приходится ограничиться теми, которые оказывают на фирму наиболее существенное воздействие. Их объединяют в четыре основные группы, становящиеся объектом так называемого PEST-анализа (от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный", "технологический").
  • Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми фирма непосредственно взаимодействует, находится под их влиянием или сама может оказывать влияние на них (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты, местные власти и пр.).
  • Оно постоянно меняется, причем не только само по себе, но и при изменении направлений и форм деятельности компании. Фирма должна учитывать противоречивость интересов отдельных групп в окружении, которые при неудовлетворенности могут оказывать на нее давление с целью изменения ситуации (Приложение 1).
  • -->