logo search
Автоматизация процесса абонентского учета и биллинга с помощью единой информационной системы на примере ОАО "Челябэнергосбыт"

1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U)

Обособленный модуль информационной системы SAP ERP, который объединяет прикладные модули SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Данная система поддерживает все бизнес-процессы и коммунальные услуги. Данную систему можно использовать для управления биллинга, коммерческих, промышленных клиентов. Система позволяет управлять счетами клиентов, которые получают услуги, вести абонентский учет. Новая версия продукта содержит в себе более 150 новых функциональных возможностей и позиционируется, как рентабельный инструмент в условиях экономического кризиса.

Достоинства:

1. Создание единого информационного пространства и использование единого формата и базы данных, что обеспечивает значительное сокращение времени на обработку и передачу информации;

2. Открытость и интегрируемость, возможность переноса и обмена данными с другими системами;

3. Данная система является масштабируемой и гибкой, и может быть адаптирована с учетом конкретных потребностей любого предприятия.

Срок внедрения: 1-5 лет.

Стоимость владения на 50 рабочих мест стоит около 350 тыс. долларов.

Совсем недавно главным недостатком данного продукта являлось отсутствие русифицированной версии продукта, но на сегодняшний момент ситуация изменилась, и главным недостатком стала высокая стоимость проекта, сложность и длительность внедрения.

Примеры внедрения в России:

Омский НПЗ, Ярославский НПЗ, группа "Мечел", ТНК-ВР, "Белгородэнерго", "Сургунефтегаз", "ЕвразХолдинг".

1.3.2 Oracle Utilities Customer Care & Billing (CC&B)

CC&B - система абонентского учета и биллинга предлагает полный выбор функциональных возможностей, для энергокомпаний и предприятий коммунальных услуг.

Данное приложение состоит из набора функциональных блоков и модулей. Энерго-компании и предприятия коммунальных услуг имеют возможность изменять функциональные возможности системы путем создания пользовательских модификаций.

Достоинства:

1. Масштабируемость, высокая производительность работы;

2. Мультисервисность;

3. Многоязычность;

4. Открытые стандарты;

5. Использование трехуровневой архитектуры сетевых вычислений с выделением сервера приложений и обеспечением доступа клиентов к нему через сеть Интернет.

Основным недостатком, как и у продукта SAP, является высокая стоимость и длительное внедрение.

Стоимость решения на одно рабочее место составляет около $5 тыс. Полная стоимость существенно зависит от требуемой функциональности и сложности внедрения.

Примеры внедрений в России: "Объединенная металлургическая компания", Магнитогорский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Северо-Западный Телеком", "ВымпелКом", "ЕвроХим", РАО ЕЭС.

Вывод по главе I

На рынке существует 2 крупных поставщика биллинговых информационных систем как для энергокомпаний, так и для предприятий коммунальных услуг - это SAP IS-U и Oracle.

Среди отечественных компаний можно выделить решение ИС "СБЫТ" компании из Екатеринбурга "Техностыт".

Глава II. Определение и обоснование требований менеджмента к информационному обеспечению управления

2.1 Миссия, видение, стратегия и цели (стратегическая карта)

Компания ОАО "Челябэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале. Территория обслуживает 87,9 тыс.

Основными видами деятельности являются:

· покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);

· реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам);

· оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;

· диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии;

· оказание услуг по организации коммерческого учета;

· предоставление коммунальных услуг населению;

· разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;

· выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;

· оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам;

· организация и проведение работы с кадрами, включая подготовку и переподготовку, проверку знаний персоналом правил технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, техники безопасности и других;

· обеспечение в пределах компетенции режима экономической, физической и информационной безопасности ОАО "Челябэнергосбыт".

Компания ОАО "Челябэнергосбыт" осуществляет обслуживание 1 млн. 293 тыс. физ. лиц и 69 тыс. юр. лиц. Основной задачей гарантирующего поставщика ОАО "Челябэнергосбыт" является сделать энергоснабжение максимально надежным, а расчеты точными для своих клиентов.

В компании создан высокотехнологичный центр биллинговой печати, где обрабатывается и хранится, абсолютно вся информация об абонентах ОАО "Челябэнергосбыт". Компания старается преуспеть за всеми информационными технологиями, соответствующими современными требованиям, и наращивать свои конкурентные преимущества: SMS-сервис, Личный кабинет на корпоративном сайте, оплата банковской картой. Данные условия позволяют оперативно и своевременно оплачивать квитанции за электроэнергию. В области ОАО "Челябэнергосбыт" представляют 6 филиалов, для населения открыты более 40 расчетно-информационных центров. Штат предприятия 1409 человек. На рис. 1 показана структура предприятия.

Рисунок 2.1 - Структура предприятия

Стратегия ОАО "Челябэнергосбыт" - стратегия усиления позиции на рынке Челябинской области, выражающаяся в повышении качества предоставляемой услуги (эталонная стратегия концентрированного роста).

Для достижения сформулированной выше бизнес-стратегии, необходимо, определить стратегические цели по 4 основным направлениям:

1. Финансовое;

2. Клиент и маркетинг;

3. Внутренние бизнес-процессы;

4. Обучение и развитие.

Эти направления обеспечат сбалансированность деятельности Челябинской энергосбытовой компании на рынке электроэнергии и мощности. Для определения стратегических целей по четырем направлениям будем использовать такой инструмент, как стратегическая карта. Стратегическая карта используется для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией.

Рассмотрим стратегические цели ОАО "Челябэнергосбыт" (стратегическая карта представлена в Приложении А):

Финансы:

1. Обеспечение заданного уровня рентабельности - Максимизация активов на 2% в год за счет:

· Увеличение финансовых потоков;

· Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации;

2. Достижение наибольшего уровня прибыли организации -

· Совершенствование финансового управления;

· Сокращение издержек;

· Рост производительности;

· Усовершенствование системы контроля за потерей электроэнергии;

a. Сокращение расходов предприятия - снижение издержек на 20% в течение 2х лет за счет:

· Внедрение новых технологий и оборудования;

Клиент и маркетинг:

1. Повышение удовлетворенности клиента;

2. Стабильная информационная поддержка;

3. Надежное снабжение электроэнергией путем увеличения количества заключенных договоров обслуживания с населением и юридическими лицами за год.

Внутренние бизнес-процессы:

1. Обеспечение надежного обслуживания потребителей

2. Обеспечение эффективной поставки электроэнергии

3. Усовершенствование информационного обеспечения компании путем внедрения современных информационных систем.

Обучение и развитие:

1. Повышение квалификации сотрудников - обеспечение развития компетенций персонала, соответствующих требованиям рынка путем прохождения топ-менеджментом организации курсов повышения квалификации.

2. Повышение удовлетворенности персонала путем улучшения условий труда - создание "Совета молодежи";

2.2 Ключевые показатели эффективности - KPI

Для успешного функционирования организации, а также ее бизнес-процессов, необходимо определить ключевые показатели эффективности. KPI - это инструмент измерения поставленных целей. Необходимо, чтобы показатели KPI были связаны с целью, если же этого нет, то его нельзя учитывать, как показатель KPI. Набор KPI (Key Performance Indicators) для компании ОАО "Челябэнергосбыт" представлен в Таблице 2.1.

Таблица 01. Показатели KPI

Стратегические цели

Показатели KPI

Текущие значения

Желаемые значения

Финансы

Сокращение расходов предприятия

Удельные издержки, тыс. руб. год

28 898 472

23 958 732

Уровень прибыли организации

Чистая прибыль, тыс. руб. в год

131 170

150 856

Рентабельность активов

Рентабельность активов,%

1,7

1,9

Клиент и маркетинг

Надежное снабжение электроэнергией

Число сбоев в сети,%

20

9

Стабильная информационная поддержка

Количество обработанных пользователей в день,%

25%

50%

Повышение удовлетворенности клиента

Количество жалоб и просьб от клиентов, шт.

300

150

Внутренние и бизнес-процессы

Обеспечение эффективной поставки

Объем поставляемой электроэнергии, кВт*час

1 287 576 810

1 480 713 331

Обеспечение надежного обслуживания потребителей

Кол-во клиентов, шт.

1 293 000 - физ.лиц;

69 000 - юр. лиц.

1 293 000 - физ.лиц;

69 000 - юр. лиц.

Усовершенствование информационного обеспечения компании

Время, затраченное на поиск информации, час

50

25

Персонал

Формирование системы мотивации персонала

Производительность труда,%

76

100

Повышение квалификации сотрудников

Доля квалифицированных сотрудников,%

8,7

10-12

Повышение удовлетворенности персонала

Количество жалоб и обращений

300

150

После составления Таблицы 2.1., где мы определили основные показатели KPI можно составить таблицу с его измерениями, а также предложить, как можно получить желаемый результат. Предложения могут быть разного характера, например, разработка программы качества или программы мотивации, или же просто, проведение анализа затрат компании. Предложения о достижении результата представлены в Таблице 2.2.

Таблица 2.2 Предложения о достижении результата.

Показатели KPI

Измерение показателя

Предложения

Финансы

Удельные издержки, тыс. руб. год

Совокупные издержки компании за год

Проведение анализа затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции

Чистая прибыль, тыс. руб. в год

Совокупная прибыль компании за год

Проведение оценки динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период

Рентабельность активов,%

Отношение годовой чистотой прибыли компании к средней за год стоимости активов

Проведение анализа прибыльности продаж и оборачиваемости активов

Клиент и маркетинг

Число сбоев в сети,%

Число срывов подачи электроэнергии потребителям

Программа повышения качества

Количество обработанных пользователей в день,%

Число обработанных клиентов, в среднем за месяц

Количество жалоб и просьб от клиентов, шт.

Число зарегистрированных жалоб и обращений от клиентов

Программа проведения маркетинговых исследований,

Внутренние и бизнес-процессы

Объем поставляемой электроэнергии, кВт*час

Полезный отпуск электроэнергии

Программа повышения качества

Кол-во клиентов, шт.

Количество заключенных договоров

Программа проведения маркетинговых исследований,

Время, затраченное на поиск информации, час

Время, которое в среднем в месяц тратит сотрудник на поиск необходимой ему служебной информации

Программа повышения качества

Персонал

Персонал

Производительность труда,%

Отношение объема полезного отпуска к затратам рабочего времени за квартал

Разработка программы мотивации

Доля квалифицированных сотрудников,%

Количество сотрудников, прошедших подтверждение/повышение квалификации, к общей численности персонала (в год)

Количество жалоб и обращений

Документально оформленные претензии за квартал

2.3 Анализ внешней среды

2.3.1 Анализ дальнего окружения

Проведем анализ влияния факторов дальнего окружения организации, используя методику STEEP - анализа.

Социальные факторы.

1. Рост численности населения.

За последний год в области наблюдается прирост населения. По данным службы областной статистики численность населения Челябинской области на 1 января 2014 года составила 3490053 человек, что на 0,14% больше, чем на 1 января 2013 года. Учитывая то, что в предыдущие годы в области наблюдалась убыль населения, даже такой незначительный прирост можно назвать положительной тенденцией. По прогнозу до 2030 года в области ожидается дальнейший прирост населения, что будет способствовать росту жилищного строительства и, как следствие, росту потребления электроэнергии и увеличению продаж компании.

2. Рост уровня высшего и профессионального образования.

Высшие учебные заведения и учебные заведение среднего профессионального образования подготавливают хороших специалистов в различных областях, обеспечивая предприятия области квалифицированными кадрами. Однако, высококвалифицированные кадры нуждаются в соответствующем уровне оплаты труда, что влияет на размер и структуру затрат предприятия.

Технологические факторы.

3. Появление инновационных технологий.

Научно-технический прогресс не стоит на месте. Ограниченность количества ресурсов - энергоносителей приводит к поиску альтернативных источников энергии и разработке технологий для ее получения, а также к разработке различных энергосберегающих технологий.

Технология "Умный дом", используя интеллектуальную систему Neurio, позволяет контролировать бытовые электроприборы и снижать энергопотребление в доме при помощи специального сенсорного блока. Установив Neurio у себя дома в электрощитке, любой желающий сможет оптимизировать энергозатраты и автоматизировать работу отдельных бытовых электроприборов. Специальный блок осуществляет мониторинг расхода энергии, отправляет по беспроводной сети Wi-Fi все полученные данные на сервис Neurio Cloud, отвечающий за хранение и анализ собранных показателей. Блок проводит анализ потребления электроэнергии в доме и показывает, какие приборы, в какое время были использованы.

Приложения к программе позволяют просматривать подробную статистику расхода электроэнергии, рассчитывать экономию денежных средств от снижения объема использования тех или иных устройств. По данным разработчиков, использование Neurio сократит расходы на электроэнергию примерно на 40%.

С точки зрения конечного потребителя электроэнергии, использование данной системы приведет к экономии затрат. С точки зрения сбытовой компании, использование таких систем может привести к снижению уровня продаж.

Еще одной перспективной технологией является использование АСКУЭ - автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электроэнергии. Это совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях.

Программный комплекс АСКУЭ необходим для автоматизации торговли электроэнергией. Также АСКУЭ выполняет технические функции контроля над режимами работы электрооборудования.

Основные функции АСКУЭ:

· Автоматический сбор данных коммерческого учёта потребления (отпуска) электроэнергии по каждой точке (группе) учёта на заданных коммерческих интервалах (согласно ОАО АТС - 30 мин.);

· Хранение параметров учёта в базе данных;

· Обеспечение многотарифного учёта потребления (отпуска) электроэнергии;

· Обеспечение контроля над соблюдением лимитов энергопотребления;

· Вывод расчетных параметров на терминал и/или на устройство печати по требованию оператора;

· Ведение единого системного времени с возможностью его корректировки;

· Сведение баланса электроэнергии по расчетной группе (секция, система шин и т. д) на этапе наладки системы и в процессе ее эксплуатации;

Крупным потребителям электроэнергии (фабрикам, заводам, портам и т. п.) АСКУЭ даёт следующие преимущества:

· отсутствие необходимости в ручном снятии показаний множества электросчётчиков;