Вывод по главе I
На рынке существует 2 крупных поставщика биллинговых информационных систем как для энергокомпаний, так и для предприятий коммунальных услуг - это SAP IS-U и Oracle.
Среди отечественных компаний можно выделить решение ИС "СБЫТ" компании из Екатеринбурга "Техностыт".
Глава II. Определение и обоснование требований менеджмента к информационному обеспечению управления
2.1 Миссия, видение, стратегия и цели (стратегическая карта)
Компания ОАО "Челябэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале. Территория обслуживает 87,9 тыс.
Основными видами деятельности являются:
· покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);
· реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам);
· оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;
· диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии;
· оказание услуг по организации коммерческого учета;
· предоставление коммунальных услуг населению;
· разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;
· выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;
· оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам;
· организация и проведение работы с кадрами, включая подготовку и переподготовку, проверку знаний персоналом правил технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, техники безопасности и других;
· обеспечение в пределах компетенции режима экономической, физической и информационной безопасности ОАО "Челябэнергосбыт".
Компания ОАО "Челябэнергосбыт" осуществляет обслуживание 1 млн. 293 тыс. физ. лиц и 69 тыс. юр. лиц. Основной задачей гарантирующего поставщика ОАО "Челябэнергосбыт" является сделать энергоснабжение максимально надежным, а расчеты точными для своих клиентов.
В компании создан высокотехнологичный центр биллинговой печати, где обрабатывается и хранится, абсолютно вся информация об абонентах ОАО "Челябэнергосбыт". Компания старается преуспеть за всеми информационными технологиями, соответствующими современными требованиям, и наращивать свои конкурентные преимущества: SMS-сервис, Личный кабинет на корпоративном сайте, оплата банковской картой. Данные условия позволяют оперативно и своевременно оплачивать квитанции за электроэнергию. В области ОАО "Челябэнергосбыт" представляют 6 филиалов, для населения открыты более 40 расчетно-информационных центров. Штат предприятия 1409 человек. На рис. 1 показана структура предприятия.
Рисунок 2.1 - Структура предприятия
Стратегия ОАО "Челябэнергосбыт" - стратегия усиления позиции на рынке Челябинской области, выражающаяся в повышении качества предоставляемой услуги (эталонная стратегия концентрированного роста).
Для достижения сформулированной выше бизнес-стратегии, необходимо, определить стратегические цели по 4 основным направлениям:
1. Финансовое;
2. Клиент и маркетинг;
3. Внутренние бизнес-процессы;
4. Обучение и развитие.
Эти направления обеспечат сбалансированность деятельности Челябинской энергосбытовой компании на рынке электроэнергии и мощности. Для определения стратегических целей по четырем направлениям будем использовать такой инструмент, как стратегическая карта. Стратегическая карта используется для документирования главных стратегических целей, поставленных перед организацией.
Рассмотрим стратегические цели ОАО "Челябэнергосбыт" (стратегическая карта представлена в Приложении А):
Финансы:
1. Обеспечение заданного уровня рентабельности - Максимизация активов на 2% в год за счет:
· Увеличение финансовых потоков;
· Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации;
2. Достижение наибольшего уровня прибыли организации -
· Совершенствование финансового управления;
· Сокращение издержек;
· Рост производительности;
· Усовершенствование системы контроля за потерей электроэнергии;
a. Сокращение расходов предприятия - снижение издержек на 20% в течение 2х лет за счет:
· Внедрение новых технологий и оборудования;
Клиент и маркетинг:
1. Повышение удовлетворенности клиента;
2. Стабильная информационная поддержка;
3. Надежное снабжение электроэнергией путем увеличения количества заключенных договоров обслуживания с населением и юридическими лицами за год.
Внутренние бизнес-процессы:
1. Обеспечение надежного обслуживания потребителей
2. Обеспечение эффективной поставки электроэнергии
3. Усовершенствование информационного обеспечения компании путем внедрения современных информационных систем.
Обучение и развитие:
1. Повышение квалификации сотрудников - обеспечение развития компетенций персонала, соответствующих требованиям рынка путем прохождения топ-менеджментом организации курсов повышения квалификации.
2. Повышение удовлетворенности персонала путем улучшения условий труда - создание "Совета молодежи";
2.2 Ключевые показатели эффективности - KPI
Для успешного функционирования организации, а также ее бизнес-процессов, необходимо определить ключевые показатели эффективности. KPI - это инструмент измерения поставленных целей. Необходимо, чтобы показатели KPI были связаны с целью, если же этого нет, то его нельзя учитывать, как показатель KPI. Набор KPI (Key Performance Indicators) для компании ОАО "Челябэнергосбыт" представлен в Таблице 2.1.
Таблица 01. Показатели KPI
Стратегические цели |
Показатели KPI |
Текущие значения |
Желаемые значения |
||
Финансы |
Сокращение расходов предприятия |
Удельные издержки, тыс. руб. год |
28 898 472 |
23 958 732 |
|
Уровень прибыли организации |
Чистая прибыль, тыс. руб. в год |
131 170 |
150 856 |
||
Рентабельность активов |
Рентабельность активов,% |
1,7 |
1,9 |
||
Клиент и маркетинг |
Надежное снабжение электроэнергией |
Число сбоев в сети,% |
20 |
9 |
|
Стабильная информационная поддержка |
Количество обработанных пользователей в день,% |
25% |
50% |
||
Повышение удовлетворенности клиента |
Количество жалоб и просьб от клиентов, шт. |
300 |
150 |
||
Внутренние и бизнес-процессы |
Обеспечение эффективной поставки |
Объем поставляемой электроэнергии, кВт*час |
1 287 576 810 |
1 480 713 331 |
|
Обеспечение надежного обслуживания потребителей |
Кол-во клиентов, шт. |
1 293 000 - физ.лиц; 69 000 - юр. лиц. |
1 293 000 - физ.лиц; 69 000 - юр. лиц. |
||
Усовершенствование информационного обеспечения компании |
Время, затраченное на поиск информации, час |
50 |
25 |
||
Персонал |
Формирование системы мотивации персонала |
Производительность труда,% |
76 |
100 |
|
Повышение квалификации сотрудников |
Доля квалифицированных сотрудников,% |
8,7 |
10-12 |
||
Повышение удовлетворенности персонала |
Количество жалоб и обращений |
300 |
150 |
После составления Таблицы 2.1., где мы определили основные показатели KPI можно составить таблицу с его измерениями, а также предложить, как можно получить желаемый результат. Предложения могут быть разного характера, например, разработка программы качества или программы мотивации, или же просто, проведение анализа затрат компании. Предложения о достижении результата представлены в Таблице 2.2.
Таблица 2.2 Предложения о достижении результата.
Показатели KPI |
Измерение показателя |
Предложения |
||
Финансы |
Удельные издержки, тыс. руб. год |
Совокупные издержки компании за год |
Проведение анализа затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. в год |
Совокупная прибыль компании за год |
Проведение оценки динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период |
||
Рентабельность активов,% |
Отношение годовой чистотой прибыли компании к средней за год стоимости активов |
Проведение анализа прибыльности продаж и оборачиваемости активов |
||
Клиент и маркетинг |
Число сбоев в сети,% |
Число срывов подачи электроэнергии потребителям |
Программа повышения качества |
|
Количество обработанных пользователей в день,% |
Число обработанных клиентов, в среднем за месяц |
|||
Количество жалоб и просьб от клиентов, шт. |
Число зарегистрированных жалоб и обращений от клиентов |
Программа проведения маркетинговых исследований, |
||
Внутренние и бизнес-процессы |
Объем поставляемой электроэнергии, кВт*час |
Полезный отпуск электроэнергии |
Программа повышения качества |
|
Кол-во клиентов, шт. |
Количество заключенных договоров |
Программа проведения маркетинговых исследований, |
||
Время, затраченное на поиск информации, час |
Время, которое в среднем в месяц тратит сотрудник на поиск необходимой ему служебной информации |
Программа повышения качества |
||
Персонал Персонал |
Производительность труда,% |
Отношение объема полезного отпуска к затратам рабочего времени за квартал |
Разработка программы мотивации |
|
Доля квалифицированных сотрудников,% |
Количество сотрудников, прошедших подтверждение/повышение квалификации, к общей численности персонала (в год) |
|||
Количество жалоб и обращений |
Документально оформленные претензии за квартал |
2.3 Анализ внешней среды
2.3.1 Анализ дальнего окружения
Проведем анализ влияния факторов дальнего окружения организации, используя методику STEEP - анализа.
Социальные факторы.
1. Рост численности населения.
За последний год в области наблюдается прирост населения. По данным службы областной статистики численность населения Челябинской области на 1 января 2014 года составила 3490053 человек, что на 0,14% больше, чем на 1 января 2013 года. Учитывая то, что в предыдущие годы в области наблюдалась убыль населения, даже такой незначительный прирост можно назвать положительной тенденцией. По прогнозу до 2030 года в области ожидается дальнейший прирост населения, что будет способствовать росту жилищного строительства и, как следствие, росту потребления электроэнергии и увеличению продаж компании.
2. Рост уровня высшего и профессионального образования.
Высшие учебные заведения и учебные заведение среднего профессионального образования подготавливают хороших специалистов в различных областях, обеспечивая предприятия области квалифицированными кадрами. Однако, высококвалифицированные кадры нуждаются в соответствующем уровне оплаты труда, что влияет на размер и структуру затрат предприятия.
Технологические факторы.
3. Появление инновационных технологий.
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Ограниченность количества ресурсов - энергоносителей приводит к поиску альтернативных источников энергии и разработке технологий для ее получения, а также к разработке различных энергосберегающих технологий.
Технология "Умный дом", используя интеллектуальную систему Neurio, позволяет контролировать бытовые электроприборы и снижать энергопотребление в доме при помощи специального сенсорного блока. Установив Neurio у себя дома в электрощитке, любой желающий сможет оптимизировать энергозатраты и автоматизировать работу отдельных бытовых электроприборов. Специальный блок осуществляет мониторинг расхода энергии, отправляет по беспроводной сети Wi-Fi все полученные данные на сервис Neurio Cloud, отвечающий за хранение и анализ собранных показателей. Блок проводит анализ потребления электроэнергии в доме и показывает, какие приборы, в какое время были использованы.
Приложения к программе позволяют просматривать подробную статистику расхода электроэнергии, рассчитывать экономию денежных средств от снижения объема использования тех или иных устройств. По данным разработчиков, использование Neurio сократит расходы на электроэнергию примерно на 40%.
С точки зрения конечного потребителя электроэнергии, использование данной системы приведет к экономии затрат. С точки зрения сбытовой компании, использование таких систем может привести к снижению уровня продаж.
Еще одной перспективной технологией является использование АСКУЭ - автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электроэнергии. Это совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях.
Программный комплекс АСКУЭ необходим для автоматизации торговли электроэнергией. Также АСКУЭ выполняет технические функции контроля над режимами работы электрооборудования.
Основные функции АСКУЭ:
· Автоматический сбор данных коммерческого учёта потребления (отпуска) электроэнергии по каждой точке (группе) учёта на заданных коммерческих интервалах (согласно ОАО АТС - 30 мин.);
· Хранение параметров учёта в базе данных;
· Обеспечение многотарифного учёта потребления (отпуска) электроэнергии;
· Обеспечение контроля над соблюдением лимитов энергопотребления;
· Вывод расчетных параметров на терминал и/или на устройство печати по требованию оператора;
· Ведение единого системного времени с возможностью его корректировки;
· Сведение баланса электроэнергии по расчетной группе (секция, система шин и т. д) на этапе наладки системы и в процессе ее эксплуатации;
Крупным потребителям электроэнергии (фабрикам, заводам, портам и т. п.) АСКУЭ даёт следующие преимущества:
· отсутствие необходимости в ручном снятии показаний множества электросчётчиков;
· облегчение ведения многотарифного учёта электроэнергии;
· облегчение прогнозирования затрат на электроэнергию;
· контроль качества электроэнергии;
· возможность автоматической передачи данных о количестве потреблённой электроэнергии в энергосбытовую организацию;
· возможность выхода на оптовый рынок электроэнергии и мощности;
Сетевые организации с помощью АСКУЭ ведут учёт потерь энергии в трансформаторах и линиях электропередачи. Анализ данных, предоставляемых АСКУЭ, полезен также для определения перегруженных участков электросети и принятия решения об увеличении их пропускной способности.
Некоторые организации-производители электроэнергии предъявляют повышенные требования к частоте снятия показаний с электросчётчиков. Эти требования обоснованы необходимостью поддерживать оптимальные режимы работы оборудования, и не допускать перерасхода энергоносителей. В том случае, когда невозможно ручное снятие показаний с требуемой частотой, единственным решением проблемы становится внедрение АСКУЭ.
Программный комплекс АСКУЭ может быть использован энергосбытом не только для автоматизации выставления потребителям счетов за электроэнергию, но и для предотвращения конфликтов. Так как АСКУЭ может предоставлять одни и те же учтённые данные энергосбыту и потребителю одновременно, разногласия можно устранить до их перехода в конфликт.
4. Использование современных информационных технологий.
Практически все компании, в настоящее время, для автоматизации и поддержки собственной деятельности используют различные информационные системы. Скорость обновления информационных технологий в современном мире невероятно высока. Регулярно появляются более современные информационные технологии, позволяющие автоматизировать все бизнес-процессы предприятия. Использование более современных информационных технологий повышает эффективность деятельности компаний и способствует усилению конкурентных позиций на рынке.
5. Высокая степень износа ОПФ предприятия.
По данным госстатистики, степень износа основных фондов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на конец 2012 года составляет 58,2%. Морально и физически устаревшее оборудование имеет низкую производительность, имеет тенденцию выходить из строя и, как следствие, требует регулярного ремонта и мониторинга работоспособности, что ведет к дополнительным расходам для организаций.
Экономические факторы.
6. Наблюдается стабильный рост доходов населения.
В Челябинской области номинальные денежные доходы населения в январе 2014 года составили 62195,5 млн. рублей и по сравнению с январем 2013 года выросли на 12,2 процента, а денежные расходы населения сложились в сумме 66559,1 млн. рублей и увеличились на 7,8 процента. Превышение денежных расходов над доходами составило 4363,6 млн. рублей.
Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года, по оценочным расчетам, увеличились на 6,5 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей) в январе 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года выросли на 6,7 процента.
Среднедушевые денежные доходы в январе 2014 года составили 17845,2 рубля, в январе 2013 года 15908,8 рубля. Данная тенденция характеризует рост платежеспособности потребителей электроэнергии.
7. В области наблюдается рост заработной платы.
В сравнении с показателями декабря 2012 года, в декабре 2013 года заработная плата в Челябинской области увеличилась на 7,1% по полному кругу организаций и на 10,5% по крупным и средним организациям. Данная тенденция способствует увеличению платежеспособности населения области.
В отрасли, касающейся производства и распределения электроэнергии, заработная плата увеличилась на 16,4% по полному кругу организаций и на 14,5% по крупным и средним организациям. Увеличение заработной платы связано, в том числе, и с массовой индексацией должностных окладов. Данная тенденция способствует увеличению расходов организаций на заработную плату своих работников.
8. Уровень безработицы в области снижается.
Число безработных в Челябинской области на февраль 2014 года составляет 115,5 тыс. человек, что составляет 97,4% от уровня безработицы февраля 2013 года. Уровень безработицы в течение всего 2013 года снижался. Данная тенденция положительно влияет на дельность организаций, так как способствует стабильности кадрового состава.
9. Рост ставки рефинансирования центрального банка.
Ставка рефинансирования центрального банка на сегодняшний момент составляет 8,25%. Данная ставка была установлена 14.09.2012 года. По сравнению с предыдущим значением данное значение ставки рефинансирование больше на 25%. Дальнейшее возможное увеличение ставки рефинансирование может вызвать увеличение ставок по кредитам. Так как любая организация использует в своей деятельности заемные средства в виде банковских кредитов, повышение кредитных ставок может вызвать увеличение расходов на погашение кредитов и снижение чистой прибыли компании.
10. Реформирование ценообразования на рынке электроэнергии.
С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.
Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым, федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.
Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).
В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.
Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО "АТС") конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.
Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО "АТС".
Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок - в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.
Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового потребления. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО "СО ЕЭС") проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.
В данных условиях оптовым покупателям электрической энергии (энергосбытовым компаниям) необходимо максимально точно определять плановое потребление электроэнергии. Для этого необходимо знать фактическое потребление. Соответственно, компаниям необходимо тратить средства на установку и последующее использование систем автоматизированного учета электроэнергии, а это является дополнительными расходами для компании.
Экологические факторы.
11. Истощение природных ресурсов.
Россия - страна, богатая энергоносителями. Запасы угля, водные ресурсы - богатства нашей страны. Но эти ресурсы являются невосполнимыми. Придет время, когда запас энергоносителей может иссякнуть. Перспектива истощения ресурсов-энергоносителей оказывает негативное влияние на энергосбытовые компании.
Использование альтернативных источников электроэнергии (ветряные генераторы, солнечные батареи и т.д.) в России в будущем может иметь перспективы. Россия может получать 10% энергии из ветра. По сравнению с США и странами ЕС использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России находится на низком уровне. Сложившуюся ситуацию можно объяснить доступностью традиционных ископаемых энергоносителей. Один из основных барьеров для строительства крупных электростанций на ВИЭ -- отсутствие положения о стимулирующем тарифе, по которому государство покупало бы электроэнергию, производимую на основе ВИЭ. При соответствующей законодательной поддержке использование альтернативных источников энергии способствовало бы расширению рынка генерации электроэнергии и возможному снижению цен как на оптовом, так и на розничном рынках.
Использование альтернативных источников энергии в промышленном масштабе может потребовать перестройки всей энергосбытовой сети.
Политические факторы.
12. Государственное регулирование тарифов, изменение в законодательстве.
Регулируемые цены и тарифы для потребителей электроэнергии устанавливаются государством.
Федеральная служба по тарифам Российской Федерации устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для гарантирующих поставщиков, и других энергоснабжающих организаций с учетом региональных и иных особенностей.
В данной ситуации у энергосбытовых компаний, действующих на рынке и в рыночных условиях, практически связаны руки в плане рыночного ценообразования. Механизм регулирования уровня прибыли через цену для таких компаний практически недоступен, что является негативным политическим фактором.
13. Ужесточение антимонопольного законодательства.
В Российской экономике рыночные отношения довольно жестко регулируются антимонопольным законодательством. На оптовом рынке электроэнергии, особенно на рынке свободных договоров, очень важно исключить возможность монопольного влияния продавцов или покупателей. Федеральные антимонопольные органы зорко следят за исполнением антимонопольных законов. У компании ОАО "Челябэнергосбыт" уже имеется печальный опыт судебного разбирательства с антимонопольным комитетом.
14. Нормативно-правовая база электроэнергетики.
Нормативно-правовая база отрасли представлена Федеральными законами, Постановлениями и Распоряжениями правительства, Указами президента, а также ведомственными нормативно-правовыми актами. Их количество в настоящее время превышает 200 штук. Такое количество НПА говорит о хорошо регламентированной деятельности компаний в отрасли, что сводит к минимуму возможности недопонимания и конфликтов между субъектами рынка и государством.
Однако в таком количестве НПА кроется и существенная угроза для компаний электроэнергетики. Нормативно-правовая база регулярно пополняется, только в январе 2014 года было опубликовано и принято 1 Указ президента, 1 Постановление и 1 Распоряжение Правительства, 12 ведомственных приказов; в феврале 2014 - 1 Федеральный закон, 10 Постановлений и 4 Распоряжения Правительства, 20 ведомственных приказов. Такое быстрое пополнение базы НПА требует очень быстрой реакции компаний и, возможно, дополнительных затрат.
15. Введение социальной нормы потребления электроэнергии.
10 сентября 2012г. Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р "Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации".
В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013г. в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованием социальной нормы электроэнергии. Предполагается, что с 2014 г. с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ. Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г. в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.
Нововведения предусматривают, что плата за потребленную электроэнергию для бережливых домохозяйств, объем потребления которых не превысил величину установленной социальной нормы потребления, будет полностью оплачиваться по существующему (низкому) тарифу, в то время как домохозяйства, превысившие величину социальной нормы, будут вынуждены оплачивать электроэнергии в части превышения по более высокому тарифу.
Ввод в действие социальной нормы потребления неизбежно приведет к ряду серьезных проблем. Примерами могут служить следующие проблемы и вопросы:
1. В случае превышении норматива потребители будут до последнего оттягивать с оплатой электроэнергии по показаниям счетчика или переносить платежи с зимы на лето, когда уровень энергопотребления ниже. Это самым негативным образом будет сказываться на экономике энергоснабжающих организаций и запутывать платежи;
2. Какова вероятность того, что потребляющие больше будут согласны честно платить за сверхпотребление и на кого будет отнесен неизбежный в данном случае рост хищений электроэнергии?
3. Если экономия одного месяца не засчитывается за перерасход другого, то справедливо ли не учитывать объективное различие электропотребления в разные времена года (например, на северных территориях, где зимой темно круглые сутки, а летом "белые ночи")?
4. В квартирах с большим количеством прописанных, но не проживающих, жители будут платить всегда по пониженному тарифу;
5. В квартирах с обратной ситуацией (где количество проживающих больше количества прописанных, например, в квартирах, сдаваемых в аренду), жители всегда будут ущемлены в праве на пользование дешевой социальной нормой;
6. Каким образом эффективно отладить учет применения нормативов при временном пребывании людей вне мест основного проживания (например, на даче в летний период), без лишней бюрократии со справками или злоупотреблений;
7. Как применять нормируемое потребление к потребителям, приравненным по оплате электроэнергии к населению (религиозные организации, гаражи и хозяйственные постройки граждан, и т.п.)?
8. Как быть с домами, которые оборудованы электроотопителями? Каждый квадратный метр в таком доме - это уже 72 кВтч в месяц.
9. Как обеспечить социальную справедливость в случаях вынужденного роста электропотребления граждан (например, электроотопление при некачественном теплоснабжении и горячем водоснабжении)?
10. Каким образом будут отдельно учитываться нормативы энергопотребления в случае применения "зонных" тарифов (разных по времени суток)?
11. Какова экономическая и социальная результативность задуманных мероприятий? Не вызовет ли введение нормативов массового социального раздражения при исчезающем малом эффекте?
На основе проведенного анализ был составлен следующий список факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность ОАО "Челябэнергосбыт":
1. Прирост населения;
2. Рост уровня образования;
3. Появление инновационных технологий энергосбережения;
4. Использование современных ИС и ИТ;
5. Рост степени износа ОПФ;
6. Рост доходов населения;
7. Рост заработной платы потребителей;
8. Снижение уровня безработицы;
9. Рост ставки рефинансирования;
10. Реформирование ценообразования на рынке ЭЭ;
11. Государственное регулирование цен и тарифов;
12. Ужесточение антимонопольного законодательства;
13. Обширная нормативно-правовая база;
14. Высокая скорость пополнения нормативно-правовой базы;
15. Введение социальной нормы потребления электроэнергии.
Далее, в соответствии с методикой STEEP-анализа, для каждого фактора были определены качественная и количественная оценка, направление влияния, посчитан общий весовой показатель. Результаты анализа представлены в таблице в приложении Б и В. Качественная оценка представлена в приложении Б. А количественная в приложении В.
По итогам проведенных расчетов построен профиль внешней среды (рис 2).
Рисунок 2.2 - Профиль внешней среды
Данный профиль показывает направленность влияния факторов внешней среды на деятельность организации. В сумме получается, что влияние внешней среды на организацию в большей степени положительное, нежели отрицательное. При этом существует несколько факторов, оказывающих негативное воздействие на деятельность компании. В основном это политико-правовые факторы. Однако существуют факторы, которые способствуют повышению эффективности деятельности компании.
На основе проведенного анализа дальнего окружения составим перечень возможностей и угроз, оказывающих на организацию большое влияние.
Возможности:
· Прирост населения;
· Рост уровня образования;
· Использование современных ИС и ИТ;
· Рост доходов населения;
· Обширная нормативно-правовая база;
Угрозы:
· Рост степени износа ОПФ;
· Реформирование ценообразования на рынке ЭЭ;
· Государственное регулирование цен и тарифов;
· Ужесточение антимонопольного законодательства;
· Высокая скорость пополнения нормативно-правовой базы;
· Введение социальной нормы потребления электроэнергии.
2.3.2 Анализ ближнего окружения
Проанализируем ближнее окружение организации, используя методику 5 сил Портера.
· Сила потребителей
ОАО "Челябэнергосбыт" является крупнейшей сбытовой компанией Челябинской области. Постановлением ГК "ЕТО ЧО" №27/1 от 12 октября 2006 года ей присвоен статус Гарантирующего поставщика электрической энергии.
Все потребители электрической энергии ОАО "Челябэнергосбыт" делятся на 2 большие группы:
1. Население и приравненные к нему потребители;
Бытовые абоненты находятся на прямых расчетах с компанией. Количество клиентов данной группы - около 1млн. 300 тыс. человек.
Потребители, приравненные к населению, определены в Постановлении Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 19 декабря 2013 года №58/7 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области".
К ним относятся:
· Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
· Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
· Юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений;
· Юридические и физические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по договору энергоснабжения (купли-продажи) по общему счетчику;
· Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
· Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
· Хозяйственные постройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения);
· Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и отдельно стоящие гаражи, принадлежащие гражданам, в части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой деятельности;
Для данных категорий потребителей тарифный орган устанавливает соответствующие тарифы для оплаты потребляемой электроэнергии.
Для обслуживания населения компанией организованы отделения в каждом районе города Челябинска, а также филиалы (Центральный, Златоустовский, Магнитогорский, Кыштымский, Метэнерго) в других городах области с разветвленной сетью отделений.
2. Юридические лица.
Юридические лица - клиенты компании - это крупные промышленные предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия аграрного комплекса, объекты социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства. ОАО "Челябэнергосбыт" обслуживает в целом около 39 тыс. юридических лиц.
На рисунке представлена структура полезного отпуска электроэнергии по группам потребления (в % от общего объема потребления) (рис 2.3.).
Рисунок 2.3 - Объем потребления
На рисунке 2.3. видно, что происходит уменьшение доли потребления промышленными предприятиями. Крупные промышленные компании, как правило, имеют собственные энергетические блоки и генерации, которые обеспечивают их электрической энергией. Однако мощностей таких энергетических блоков недостаточно, чтобы в полном объеме удовлетворять спрос промышленных предприятий на электроэнергию. Недостаток восполняется путем покупки электрической энергии (мощности) у сбытовых организаций.
Из рисунка 2.3. также видно, что происходит рост потребления населением электроэнергии. Группа потребителей "население" находится в прямой зависимости от компании ОАО "Челябэнергосбыт", так как не имеет возможности самостоятельно вести энергосбытовую деятельность. Вероятность перехода потребителей данной группы к другому продавцу крайне мала и слабо осуществима.
· Сила поставщиков
На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок.
- Введение
- Глава I. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационных технологий и решений
- 1.1 Общие понятия биллинга и его функции
- 1.2 Отечественные информационные системы
- 1.2.1 Расчетно-аналитическая система "Биллинг-Онлайн"
- 1.2.2 Оперативно-информационный комплекс "СБЫТ"
- 1.3 Зарубежные информационные системы
- 1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U)
- Вывод по главе II
- Вывод по главе III
- Вывод по главе I