Вывод по главе III
Глава IV. Внедрение информационной системы, оценка эффективности проекта
Введение
Актуальность темы. Потребность XXI века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности. Для высшего руководства необходимо своевременно получать достоверную информацию, чтобы принимать управленческие решения, управлять бюджетом и компании. В этой связи компаниям для повышения конкурентособности, внутренней управляемости, устойчивости к внешним воздействиям, а, в конечном счете - прибыльности, следует рассмотреть возможность внедрения комплексной информационной системы управления, чтобы позволить предприятию начать процесс совершенствования бизнес-процессов. Данная работа освящена актуальной проблеме - внедрение информационной системы абонентского учета и биллинга в ОАО "Челябэнергосбыт".
Цель проекта - создание единого информационного пространства для планирования бюджета, для расчета потребителей, управления ресурсами компании.
Задачи проекта:
· Определить требования менеджмента к информационной системе;
· Разработать проект информационной системы;
· Оценить эффективность проекта.
Объект работы - Открытое Акционерное Общество "Челябэнергосбыт".
Предмет исследования - проект внедрения информационной системы абонентского учета и биллинга.
Содержания исследования.
Проект представлен четырьмя главами.
В первой главе рассказывается о зарубежном и отечественном опыте информационных систем абонентского учета и биллинга.
Во второй главе анализируются факторы, определяющие требования к системе. Представлены такие анализы, как SWOT- анализ, STEEP- анализ, SNW- анализ. В конце главы подведены итоги, определена проблема исследования.
В третьей главе описываются цели проекта, описывается информационная архитектура организации, определяются альтернативы решения выделенной проблемы во второй главе. Проводится анализ рынка информационных продуктов и выбирается система, которая больше всего подходит компании. Также описывается техническая архитектура системы, характеристики программного и аппаратного обеспечения для внедрения информационной системы. Подведены итоги.
В четвертой главе составляется календарный план проекта. Проводится как качественный, так и количественный анализ рисков. Определяются первоначальные затраты на внедрение, рассчитывается экономический эффект.
Глава I. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационных технологий и решений
1.1 Общие понятия биллинга и его функции
Биллинг в электросвязи (англ. billing -- составление счёта) -- это совокупность решений и процессов в организации, которые ответственны за сбор информации об использовании телекоммуникационных систем, а также их тарификацию, обработку платежей и выставление счетов потребителям.
Биллинговая система -- это прикладное программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов биллинга в компании.
Функции биллинга:
1. Расчетные операции. Рассмотрим подфункции, функции расчетные операции:
· определение потребления
· оценка потребителя
· агрегация оценок и формирование начислений абонентам
· расчет налогов и скидок
· дополнительные начисления
· корректировки
· выпуск счетов к оплате
Расчетный блок может отличаться в зависимости от вида коммуникаций, так как существует разные модели взаимоотношений с абонентами.
2. Информационное обслуживание
Данная функция включает в себя поддержку операционной информации о клиентах, о продуктах и услугах, информацию о тарификации и т.д.
3. Финансовое обслуживание
В данной функции главное - это обработка платежей, оплата по выставленным счетам и услугам, обработка данных, управление дебиторской задолженность и т.д.
Также, в более широком смысле при рассмотрении биллинга в интеграции с управлением доходами дополнительно выделяют функции:
· Гарантированное получение дохода;
· Управление прибыльностью клиентов;
· Контроль мошенничества абонентов.
Рынок биллинговых систем подразделяется на два направления:
а) Биллинговые системы, используемые операторами связи, телевидения и провайдерами.
б) Биллинговые системы, использующиеся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Рассмотрим только биллинговые системы, использующиеся в сфере ЖКХ.
1.2 Отечественные информационные системы
1.2.1 Расчетно-аналитическая система "Биллинг-Онлайн"
Компания "РЦ "ОНЛАЙН" разработала систему "Биллинг Онлайн":
· как программное решение для автоматизации ЖКХ, проста и эффективна в работе;
· как специализированный программный комплекс для ЖКХ позволяет поддерживать в актуальном состоянии базу данных по жилому фонду, делать необходимые выборки;
· как расчетная программа для ЖКХ обладает широким функционалом по начислениям жилищных и коммунальных услуг, соблюдает Законодательство по начислениям ЖКХ;
· как расчетно-аналитическая интернет-система позволяет оперативно делать различные аналитики, формировать в онлайн-режиме различную сводную отчетность (по дому, району, муниципалитету, региону);
· как инновационное технологическое решение для ЖКХ позволяет организовать децентрализованную работу с данными при централизованном хранении и контроле;
· как SaaS-решение для ЖКХ (сервер по расчету квартплаты) - доступна в любое время суток с любого компьютера, при наличии выхода во всемирную паутину Интернет;
· как интернет-система для расчетов в ЖКХ имеет оперативную Службу сопровождения.
Достоинства данной биллинговой системы:
· Гибкость расчетов для ЖКХ, простота в использовании;
· Сервисы онлайн-обмена и взаимодействие с другими системами;
· Упрощение работы с базами данных по жилищному фонду и по оплате жилищно-коммунальных услуг;
· Оптимизация бизнес-процессы в ЖКХ.
Недостатки:
Данная система предназначена для автоматизации расчетов с количеством приборов учета не превышающих 50 тыс. штук.
Многофункциональность расчетно-аналитической интернет-системы для ЖКХ позволяет свести к минимуму затраты на эффективную организацию рабочих процессов в расчетных центрах ЖКХ, энергоснабжающих компаниях, управляющих компаниях ЖКХ.
При работе с системой автоматизации ЖКХ "Биллинг Онлайн", процесс начисления и расчетов в сфере ЖКХ становится более простым и эффективным.
Данная система была внедрена и использована в таких компаниях как "Газпромэнерго", ОАО "РИЦ", "Почта России".
1.2.2 Оперативно-информационный комплекс "СБЫТ"
Компания "Техносбыт" разработала ОИК "Сбыт". Система предназначена для автоматизации следующих процессов:
· Учет и контроль договоров, лицевых счетов населения;
· Учет объектов снабжения, в том числе границы и расчетные схемы;
· Учет измерительных комплексов и показаний;
· Индивидуальный и пакетный расчет объемов и стоимости потребления;
· Предъявление счет-платежных документов;
· Учет оплат и разнесение по назначению;
· Управление дебиторской задолженностью;
· Отключения и ограничения по договору;
· Расчеты с поставщиками и принципалами;
· Расчеты со сборщиками платежей и организациями, компенсирующими льготы;
· Формирование управленческой, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Функции, характерные для всех модулей ОИК "Сбыт":
· Раздельный учет в одной базе хозяйственной деятельности нескольких предприятий;
· Ретроспективное хранение изменяющихся данных;
· Принцип сторнирования при корректировке данных прошлых отчетных периодов;
· Настраиваемая схема выставления авансовых счетов;
· Настройка комплекса под учетную политику предприятия;
· Расчет пени;
· Печать отчетов, документов, договоров;
Архитектура внедрения:
· Удаленная работа с центральной базой данных;
· Распределение баз данных по подразделениям (участок, отделение, управление).
Данная ОИК "СБЫТ" была внедрена более 10 крупнейших сбытовых компаний и в нескольких сетевых организациях. Например, ОАО "НЭСК", ООО "Магнитогорская энергетическая компания", ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания", ОАО Металлэнергосбыт", ОАО "ЯСК", ОАО "ОренбурЭнергосбыт", ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" и т.д.
1.3 Зарубежные информационные системы
1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U)
Обособленный модуль информационной системы SAP ERP, который объединяет прикладные модули SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Данная система поддерживает все бизнес-процессы и коммунальные услуги. Данную систему можно использовать для управления биллинга, коммерческих, промышленных клиентов. Система позволяет управлять счетами клиентов, которые получают услуги, вести абонентский учет. Новая версия продукта содержит в себе более 150 новых функциональных возможностей и позиционируется, как рентабельный инструмент в условиях экономического кризиса.
Достоинства:
1. Создание единого информационного пространства и использование единого формата и базы данных, что обеспечивает значительное сокращение времени на обработку и передачу информации;
2. Открытость и интегрируемость, возможность переноса и обмена данными с другими системами;
3. Данная система является масштабируемой и гибкой, и может быть адаптирована с учетом конкретных потребностей любого предприятия.
Срок внедрения: 1-5 лет.
Стоимость владения на 50 рабочих мест стоит около 350 тыс. долларов.
Совсем недавно главным недостатком данного продукта являлось отсутствие русифицированной версии продукта, но на сегодняшний момент ситуация изменилась, и главным недостатком стала высокая стоимость проекта, сложность и длительность внедрения.
Примеры внедрения в России:
Омский НПЗ, Ярославский НПЗ, группа "Мечел", ТНК-ВР, "Белгородэнерго", "Сургунефтегаз", "ЕвразХолдинг".
1.3.2 Oracle Utilities Customer Care & Billing (CC&B)
CC&B - система абонентского учета и биллинга предлагает полный выбор функциональных возможностей, для энергокомпаний и предприятий коммунальных услуг.
Данное приложение состоит из набора функциональных блоков и модулей. Энерго-компании и предприятия коммунальных услуг имеют возможность изменять функциональные возможности системы путем создания пользовательских модификаций.
Достоинства:
1. Масштабируемость, высокая производительность работы;
2. Мультисервисность;
3. Многоязычность;
4. Открытые стандарты;
5. Использование трехуровневой архитектуры сетевых вычислений с выделением сервера приложений и обеспечением доступа клиентов к нему через сеть Интернет.
Основным недостатком, как и у продукта SAP, является высокая стоимость и длительное внедрение.
Стоимость решения на одно рабочее место составляет около $5 тыс. Полная стоимость существенно зависит от требуемой функциональности и сложности внедрения.
Примеры внедрений в России: "Объединенная металлургическая компания", Магнитогорский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Северо-Западный Телеком", "ВымпелКом", "ЕвроХим", РАО ЕЭС.
- Введение
- Глава I. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационных технологий и решений
- 1.1 Общие понятия биллинга и его функции
- 1.2 Отечественные информационные системы
- 1.2.1 Расчетно-аналитическая система "Биллинг-Онлайн"
- 1.2.2 Оперативно-информационный комплекс "СБЫТ"
- 1.3 Зарубежные информационные системы
- 1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U)
- Вывод по главе II
- Вывод по главе III
- Вывод по главе I