logo search
Автоматизация процесса абонентского учета и биллинга с помощью единой информационной системы на примере ОАО "Челябэнергосбыт"

Вывод по главе III

Глава IV. Внедрение информационной системы, оценка эффективности проекта

  • 4.1 Календарный план
  • 4.2 Оценка рисков проекта, мероприятия по минимизации рисков
  • 4.2 Идентификация рисков
  • 4.2.1 Идентификация рисков
  • 4.2.2 Качественный анализ рисков
  • 4.2.3 Количественный анализ рисков
  • 4.3 Экономическая эффективность реализации проекта
  • Вывод по IV главе
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение А
  • Приложение Б
  • Приложение В
  • Приложение Г
  • Приложение Д
  • Приложение Э
  • Приложение Е
  • Приложение Ж
  • Приложение З
  • Приложение И
  • Приложение К
  • Приложение Л
  • Приложение Н
  • Приложение О
  • Введение

    Актуальность темы. Потребность XXI века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности. Для высшего руководства необходимо своевременно получать достоверную информацию, чтобы принимать управленческие решения, управлять бюджетом и компании. В этой связи компаниям для повышения конкурентособности, внутренней управляемости, устойчивости к внешним воздействиям, а, в конечном счете - прибыльности, следует рассмотреть возможность внедрения комплексной информационной системы управления, чтобы позволить предприятию начать процесс совершенствования бизнес-процессов. Данная работа освящена актуальной проблеме - внедрение информационной системы абонентского учета и биллинга в ОАО "Челябэнергосбыт".

    Цель проекта - создание единого информационного пространства для планирования бюджета, для расчета потребителей, управления ресурсами компании.

    Задачи проекта:

    · Определить требования менеджмента к информационной системе;

    · Разработать проект информационной системы;

    · Оценить эффективность проекта.

    Объект работы - Открытое Акционерное Общество "Челябэнергосбыт".

    Предмет исследования - проект внедрения информационной системы абонентского учета и биллинга.

    Содержания исследования.

    Проект представлен четырьмя главами.

    В первой главе рассказывается о зарубежном и отечественном опыте информационных систем абонентского учета и биллинга.

    Во второй главе анализируются факторы, определяющие требования к системе. Представлены такие анализы, как SWOT- анализ, STEEP- анализ, SNW- анализ. В конце главы подведены итоги, определена проблема исследования.

    В третьей главе описываются цели проекта, описывается информационная архитектура организации, определяются альтернативы решения выделенной проблемы во второй главе. Проводится анализ рынка информационных продуктов и выбирается система, которая больше всего подходит компании. Также описывается техническая архитектура системы, характеристики программного и аппаратного обеспечения для внедрения информационной системы. Подведены итоги.

    В четвертой главе составляется календарный план проекта. Проводится как качественный, так и количественный анализ рисков. Определяются первоначальные затраты на внедрение, рассчитывается экономический эффект.

    Глава I. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационных технологий и решений

    1.1 Общие понятия биллинга и его функции

    Биллинг в электросвязи (англ. billing -- составление счёта) -- это совокупность решений и процессов в организации, которые ответственны за сбор информации об использовании телекоммуникационных систем, а также их тарификацию, обработку платежей и выставление счетов потребителям.

    Биллинговая система -- это прикладное программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов биллинга в компании.

    Функции биллинга:

    1. Расчетные операции. Рассмотрим подфункции, функции расчетные операции:

    · определение потребления

    · оценка потребителя

    · агрегация оценок и формирование начислений абонентам

    · расчет налогов и скидок

    · дополнительные начисления

    · корректировки

    · выпуск счетов к оплате

    Расчетный блок может отличаться в зависимости от вида коммуникаций, так как существует разные модели взаимоотношений с абонентами.

    2. Информационное обслуживание

    Данная функция включает в себя поддержку операционной информации о клиентах, о продуктах и услугах, информацию о тарификации и т.д.

    3. Финансовое обслуживание

    В данной функции главное - это обработка платежей, оплата по выставленным счетам и услугам, обработка данных, управление дебиторской задолженность и т.д.

    Также, в более широком смысле при рассмотрении биллинга в интеграции с управлением доходами дополнительно выделяют функции:

    · Гарантированное получение дохода;

    · Управление прибыльностью клиентов;

    · Контроль мошенничества абонентов.

    Рынок биллинговых систем подразделяется на два направления:

    а) Биллинговые системы, используемые операторами связи, телевидения и провайдерами.

    б) Биллинговые системы, использующиеся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    Рассмотрим только биллинговые системы, использующиеся в сфере ЖКХ.

    1.2 Отечественные информационные системы

    1.2.1 Расчетно-аналитическая система "Биллинг-Онлайн"

    Компания "РЦ "ОНЛАЙН" разработала систему "Биллинг Онлайн":

    · как программное решение для автоматизации ЖКХ, проста и эффективна в работе;

    · как специализированный программный комплекс для ЖКХ позволяет поддерживать в актуальном состоянии базу данных по жилому фонду, делать необходимые выборки;

    · как расчетная программа для ЖКХ обладает широким функционалом по начислениям жилищных и коммунальных услуг, соблюдает Законодательство по начислениям ЖКХ;

    · как расчетно-аналитическая интернет-система позволяет оперативно делать различные аналитики, формировать в онлайн-режиме различную сводную отчетность (по дому, району, муниципалитету, региону);

    · как инновационное технологическое решение для ЖКХ позволяет организовать децентрализованную работу с данными при централизованном хранении и контроле;

    · как SaaS-решение для ЖКХ (сервер по расчету квартплаты) - доступна в любое время суток с любого компьютера, при наличии выхода во всемирную паутину Интернет;

    · как интернет-система для расчетов в ЖКХ имеет оперативную Службу сопровождения.

    Достоинства данной биллинговой системы:

    · Гибкость расчетов для ЖКХ, простота в использовании;

    · Сервисы онлайн-обмена и взаимодействие с другими системами;

    · Упрощение работы с базами данных по жилищному фонду и по оплате жилищно-коммунальных услуг;

    · Оптимизация бизнес-процессы в ЖКХ.

    Недостатки:

    Данная система предназначена для автоматизации расчетов с количеством приборов учета не превышающих 50 тыс. штук.

    Многофункциональность расчетно-аналитической интернет-системы для ЖКХ позволяет свести к минимуму затраты на эффективную организацию рабочих процессов в расчетных центрах ЖКХ, энергоснабжающих компаниях, управляющих компаниях ЖКХ.

    При работе с системой автоматизации ЖКХ "Биллинг Онлайн", процесс начисления и расчетов в сфере ЖКХ становится более простым и эффективным.

    Данная система была внедрена и использована в таких компаниях как "Газпромэнерго", ОАО "РИЦ", "Почта России".

    1.2.2 Оперативно-информационный комплекс "СБЫТ"

    Компания "Техносбыт" разработала ОИК "Сбыт". Система предназначена для автоматизации следующих процессов:

    · Учет и контроль договоров, лицевых счетов населения;

    · Учет объектов снабжения, в том числе границы и расчетные схемы;

    · Учет измерительных комплексов и показаний;

    · Индивидуальный и пакетный расчет объемов и стоимости потребления;

    · Предъявление счет-платежных документов;

    · Учет оплат и разнесение по назначению;

    · Управление дебиторской задолженностью;

    · Отключения и ограничения по договору;

    · Расчеты с поставщиками и принципалами;

    · Расчеты со сборщиками платежей и организациями, компенсирующими льготы;

    · Формирование управленческой, бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Функции, характерные для всех модулей ОИК "Сбыт":

    · Раздельный учет в одной базе хозяйственной деятельности нескольких предприятий;

    · Ретроспективное хранение изменяющихся данных;

    · Принцип сторнирования при корректировке данных прошлых отчетных периодов;

    · Настраиваемая схема выставления авансовых счетов;

    · Настройка комплекса под учетную политику предприятия;

    · Расчет пени;

    · Печать отчетов, документов, договоров;

    Архитектура внедрения:

    · Удаленная работа с центральной базой данных;

    · Распределение баз данных по подразделениям (участок, отделение, управление).

    Данная ОИК "СБЫТ" была внедрена более 10 крупнейших сбытовых компаний и в нескольких сетевых организациях. Например, ОАО "НЭСК", ООО "Магнитогорская энергетическая компания", ОАО "Рязанская энергетическая сбытовая компания", ОАО Металлэнергосбыт", ОАО "ЯСК", ОАО "ОренбурЭнергосбыт", ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" и т.д.

    1.3 Зарубежные информационные системы

    1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U)

    Обособленный модуль информационной системы SAP ERP, который объединяет прикладные модули SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Данная система поддерживает все бизнес-процессы и коммунальные услуги. Данную систему можно использовать для управления биллинга, коммерческих, промышленных клиентов. Система позволяет управлять счетами клиентов, которые получают услуги, вести абонентский учет. Новая версия продукта содержит в себе более 150 новых функциональных возможностей и позиционируется, как рентабельный инструмент в условиях экономического кризиса.

    Достоинства:

    1. Создание единого информационного пространства и использование единого формата и базы данных, что обеспечивает значительное сокращение времени на обработку и передачу информации;

    2. Открытость и интегрируемость, возможность переноса и обмена данными с другими системами;

    3. Данная система является масштабируемой и гибкой, и может быть адаптирована с учетом конкретных потребностей любого предприятия.

    Срок внедрения: 1-5 лет.

    Стоимость владения на 50 рабочих мест стоит около 350 тыс. долларов.

    Совсем недавно главным недостатком данного продукта являлось отсутствие русифицированной версии продукта, но на сегодняшний момент ситуация изменилась, и главным недостатком стала высокая стоимость проекта, сложность и длительность внедрения.

    Примеры внедрения в России:

    Омский НПЗ, Ярославский НПЗ, группа "Мечел", ТНК-ВР, "Белгородэнерго", "Сургунефтегаз", "ЕвразХолдинг".

    1.3.2 Oracle Utilities Customer Care & Billing (CC&B)

    CC&B - система абонентского учета и биллинга предлагает полный выбор функциональных возможностей, для энергокомпаний и предприятий коммунальных услуг.

    Данное приложение состоит из набора функциональных блоков и модулей. Энерго-компании и предприятия коммунальных услуг имеют возможность изменять функциональные возможности системы путем создания пользовательских модификаций.

    Достоинства:

    1. Масштабируемость, высокая производительность работы;

    2. Мультисервисность;

    3. Многоязычность;

    4. Открытые стандарты;

    5. Использование трехуровневой архитектуры сетевых вычислений с выделением сервера приложений и обеспечением доступа клиентов к нему через сеть Интернет.

    Основным недостатком, как и у продукта SAP, является высокая стоимость и длительное внедрение.

    Стоимость решения на одно рабочее место составляет около $5 тыс. Полная стоимость существенно зависит от требуемой функциональности и сложности внедрения.

    Примеры внедрений в России: "Объединенная металлургическая компания", Магнитогорский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Северо-Западный Телеком", "ВымпелКом", "ЕвроХим", РАО ЕЭС.