logo search
Автоматизация управленческого учета в строительстве. Основные программные продукты

Ведение полноценного управленческого учёта на предприятии. Автоматизация системы управленческого учёта на базе ERP-систем.

ERP-системы - интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы - содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построена, кака правило, на централизованной базе данных, формирует стандартное информационное пространство.

Большинство современных ERP-систем построены по модульному принципу, что дает заказчику возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему действительно необходимы. Модули разных ERP-систем могут отличаться как по названиям, так и по содержанию. Тем не менее, есть некоторый набор функций, который может считаться типовым для программных продуктов класса ERP. Такими типовыми функциями являются:

* ведение конструкторских и технологических спецификаций. Такие спецификации определяют состав конечного изделия, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления (включая маршрутизацию);

* управление спросом и формирование планов продаж и производства. Эти функции предназначены для прогноза спроса и планирования выпуска продукции;

* планирование потребностей в материалах. Позволяют определить объемы различных видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих), необходимых для выполнения производственного плана, а также сроки поставок, размеры партий и т.д.;

* управление запасами и закупочной деятельностью. Позволяют организовать ведение договоров, реализовать схему централизованных закупок, обеспечить учет и оптимизацию складских запасов и т.д.;

* планирование производственных мощностей. Эта функция позволяет контролировать наличие доступных мощностей и планировать их загрузку. Включает укрупненное планирование мощностей (для оценки реалистичности производственных планов) и более детальное планирование, вплоть до отдельных рабочих центров;

* финансовые функции. В эту группу входят функции финансового учета, управленческого учета, а также оперативного управления финансами;
* функции управления проектами. Обеспечивают планирование задач проекта и ресурсов, необходимых для их реализации.

Автоматизация управленческого учёта на платформе ERP-систем предполагает создание системы учёта всех операций по всей группе компаний. При этом в управленческом учёте используется общий план счетов группы компаний (один для всех компаний) с максимальной детализацией субсчетов и аналитик, которые могут быть использованы в других учётах. Все первичные документы и сводные проводки учитываются в рамках управленческого учёта. Для возможности ведения других учётов используется трансформация данных из управленческого учёта.

Рис.1 Трансформация данных из управленческого учёта

Использование данных различных модулей ERP-системы в разрезе общих справочников и аналитик позволяет оперативно формировать необходимые управленческие отчеты.

Преимущества

· Обеспечение данными о деятельности любого сотрудника компании в реальном времени в любом разрезе (то есть развернутого управленческого учета)

· Значительное повышение эффективности работы компании, ее прозрачности, а также рост финансовой и производственной дисциплины работников

· Составление бухгалтерской и управленческой отчетности на основе одной и той же первичной информации

· Встроенные функции контроля за учётными операциями

Недостатки:

· Описание бизнес-процессов и внедрение единой учетной системы занимают несколько лет

· Аналитика, которую обеспечивает ERP-система, зачастую оказывается ненужной -- объем экономии в этом случае будет меньше, чем расходы на внедрение

· Необходимость реорганизации большинства бизнес-процессов

· Высокая стоимость внедрения

Основные программные продукты:

а) западные:

-ERP Oracle

- SAP,

-ROSS

- Scala;

б) отечественные:

- АйТи-БОСС

- Галактика

- Парус

Использование управленческой информации из различных информационных систем. Автоматизация системы управленческого учёта с помощью аналитических систем класса BPM и BI на базе OLAP-технологий

Рост числа проектов по автоматизации управленческого учёта с применением систем класса BI и BPM обусловлен тем, что в большинстве компаний информация находится в различных системах, не доступных для централизованного просмотра и анализа.

Задачи, которые решают аналитические системы:

* добыча, структуризация содержащихся в различных информационных системах данных и их преобразование в полезную информацию и знания;

* построение единого информационного пространства, проведение анализа и извлечение полезной информации;

* мониторинг деятельности;

* построение корпоративной отчетности;

* исследование данных, прогнозирование и выработка решений;

* повышение эффективности инвестиций в ERP-системы.

Главная особенность аналитических систем - ориентация на конечного пользователя. Без привлечения программистов пользователь может самостоятельно провести анализ, составить необходимый отчёт или сделать прогноз.

Рис.2 Пример взаимодействия аналитической системы с другими ИС

Преимущества и недостатки решения

Преимущества

· Относительно быстрое внедрение (2-6 мес.)

· Огромные возможности по моделированию, планированию, анализу и конфигурации отчетности

· Возможности по автоматизации всех контуров планирования

· Дополнительные возможности для консолидации данных по нескольким компаниям

· Относительно невысокая стоимость внедрения

Недостатки

Аналитические системы работают только в связке с транзакционными (в т.ч. учетными) системами

Основные программные продукты:

а) Инталев

б) Контур Корпорация. Бюджет

в) Deductor

г) С.М.А.Р.Т

д) 1С:

-1С:Управление небольшой фирмой 8

- Менеджер строительства (

г) АЛТИУС - Управление строительством