Ведение полноценного управленческого учёта на предприятии. Автоматизация системы управленческого учёта на базе ERP-систем.
ERP-системы - интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы - содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Построена, кака правило, на централизованной базе данных, формирует стандартное информационное пространство.
Большинство современных ERP-систем построены по модульному принципу, что дает заказчику возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему действительно необходимы. Модули разных ERP-систем могут отличаться как по названиям, так и по содержанию. Тем не менее, есть некоторый набор функций, который может считаться типовым для программных продуктов класса ERP. Такими типовыми функциями являются:
* ведение конструкторских и технологических спецификаций. Такие спецификации определяют состав конечного изделия, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления (включая маршрутизацию);
* управление спросом и формирование планов продаж и производства. Эти функции предназначены для прогноза спроса и планирования выпуска продукции;
* планирование потребностей в материалах. Позволяют определить объемы различных видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих), необходимых для выполнения производственного плана, а также сроки поставок, размеры партий и т.д.;
* управление запасами и закупочной деятельностью. Позволяют организовать ведение договоров, реализовать схему централизованных закупок, обеспечить учет и оптимизацию складских запасов и т.д.;
* планирование производственных мощностей. Эта функция позволяет контролировать наличие доступных мощностей и планировать их загрузку. Включает укрупненное планирование мощностей (для оценки реалистичности производственных планов) и более детальное планирование, вплоть до отдельных рабочих центров;
* финансовые функции. В эту группу входят функции финансового учета, управленческого учета, а также оперативного управления финансами;
* функции управления проектами. Обеспечивают планирование задач проекта и ресурсов, необходимых для их реализации.
Автоматизация управленческого учёта на платформе ERP-систем предполагает создание системы учёта всех операций по всей группе компаний. При этом в управленческом учёте используется общий план счетов группы компаний (один для всех компаний) с максимальной детализацией субсчетов и аналитик, которые могут быть использованы в других учётах. Все первичные документы и сводные проводки учитываются в рамках управленческого учёта. Для возможности ведения других учётов используется трансформация данных из управленческого учёта.
Рис.1 Трансформация данных из управленческого учёта
Использование данных различных модулей ERP-системы в разрезе общих справочников и аналитик позволяет оперативно формировать необходимые управленческие отчеты.
Преимущества
· Обеспечение данными о деятельности любого сотрудника компании в реальном времени в любом разрезе (то есть развернутого управленческого учета)
· Значительное повышение эффективности работы компании, ее прозрачности, а также рост финансовой и производственной дисциплины работников
· Составление бухгалтерской и управленческой отчетности на основе одной и той же первичной информации
· Встроенные функции контроля за учётными операциями
Недостатки:
· Описание бизнес-процессов и внедрение единой учетной системы занимают несколько лет
· Аналитика, которую обеспечивает ERP-система, зачастую оказывается ненужной -- объем экономии в этом случае будет меньше, чем расходы на внедрение
· Необходимость реорганизации большинства бизнес-процессов
· Высокая стоимость внедрения
Основные программные продукты:
а) западные:
-ERP Oracle
- SAP,
-ROSS
- Scala;
б) отечественные:
- АйТи-БОСС
- Галактика
- Парус
Использование управленческой информации из различных информационных систем. Автоматизация системы управленческого учёта с помощью аналитических систем класса BPM и BI на базе OLAP-технологий
Рост числа проектов по автоматизации управленческого учёта с применением систем класса BI и BPM обусловлен тем, что в большинстве компаний информация находится в различных системах, не доступных для централизованного просмотра и анализа.
Задачи, которые решают аналитические системы:
* добыча, структуризация содержащихся в различных информационных системах данных и их преобразование в полезную информацию и знания;
* построение единого информационного пространства, проведение анализа и извлечение полезной информации;
* мониторинг деятельности;
* построение корпоративной отчетности;
* исследование данных, прогнозирование и выработка решений;
* повышение эффективности инвестиций в ERP-системы.
Главная особенность аналитических систем - ориентация на конечного пользователя. Без привлечения программистов пользователь может самостоятельно провести анализ, составить необходимый отчёт или сделать прогноз.
Рис.2 Пример взаимодействия аналитической системы с другими ИС
Преимущества и недостатки решения
Преимущества
· Относительно быстрое внедрение (2-6 мес.)
· Огромные возможности по моделированию, планированию, анализу и конфигурации отчетности
· Возможности по автоматизации всех контуров планирования
· Дополнительные возможности для консолидации данных по нескольким компаниям
· Относительно невысокая стоимость внедрения
Недостатки
Аналитические системы работают только в связке с транзакционными (в т.ч. учетными) системами
Основные программные продукты:
а) Инталев
б) Контур Корпорация. Бюджет
в) Deductor
г) С.М.А.Р.Т
д) 1С:
-1С:Управление небольшой фирмой 8
- Менеджер строительства (
г) АЛТИУС - Управление строительством
- Введение
- Глава 1. Текущее состояние рынка систем автоматизации управленческого учета для строительной отрасли
- Теоретические аспекты автоматизации
- Глава 2. Способы автоматизации управленческого учёта
- Ведение полноценного управленческого учёта на предприятии. Автоматизация системы управленческого учёта на базе ERP-систем.
- Комплексное решение. Построение корпоративного хранилища данных.
- Глава 3. Основные программные продукты и примеры внедрений
- 9.2. Принципы и методика автоматизации управленческого учета
- 1. Программное обеспечение аисбу: понятие, классификация и виды программ автоматизации учетной деятельности.
- 7. Разработка концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета
- • Финансово-управленческие системы или системы автоматизации учета по направлениям.
- 2.4. Автоматизация управленческого учета
- Автоматизация управленческого финансового учета
- 1.1. Основные программные продукты фирмы «1с»
- 6. Как выбрать систему автоматизации управленческого учета
- 11.2.Характеристика программных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета и аудита