logo search
Сущность менеджмента

Организация взаимодействий и полномочия.

Коммуникации – это информационный процесс на основе которого руководитель предприятия получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, а затем доводит принятые решения до нижестоящих работников предприятия. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество принимаемых решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Просто невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поэтому коммуникации являются связующим процессом. Обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты и т. п., циркулирующие внутри организации, являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.

Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей.

Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей чаще всего происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Коммуникации между различными отделами (подразделениями). В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Коммуникации руководитель – подчиненный. Исследования показали, что этот вид деятельности составляет основную часть коммуникационной деятельности руководителя, 67 % этой деятельности реализуется между управляющими и связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; а также получением сведений об идеях, и предложениях.

К оммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: отправитель сообщение канал связи получатель.

Обратная связь. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

  1. Управление качеством.

  2. Горизонтальное разделение труда.

Одна из форм разделения управления труда носит горизонтальный характер, то есть расстановка конкретных менеджеров во главе конкретного подразделения (начальник производственного отдела, планового отдела, финансового отедла, бухгалтерии и т.д)

Горизонтальное разделение труда. Разделение всей работы на составляющие части принято называть горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет предприятию производить больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Крупные сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специализированные задания. Такие подразделения обычно называют цехами, отделами, отделениями, филиалами, службами и т.д.

  1. Предупреждение кризисных ситуаций.

  2. Вертикальное разделение труда.

Чтобы предприятие могло успешно работать действие менеджеров должно быть скоординировано. Таким образом появляется необходимость создать вертикальное разделение труда и, в результате, образовать уровни управления. Обычно уровни управления подразделяются на руководителей (менеджеров) низового звена, руководителей (менеджеров) среднего звена и руководителей (менеджеров) высшего звена.

Руководители низового звена или операционные управляющие - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. В задачу операционных руководителей или мастеров цеха входит непосредственное руководство рабочими, а именно: выдача нарядов на выполнение определенных работ; организация оперативного снабжения материалами, инструментом и т. п.; поддержание необходимой производственной дисциплины; осуществление контроля за качеством выпускаемой продукции и выполнением рабочими производственных заданий. Большинство молодых специалистов начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Отметим, мастера производственных участков предприятия проводят около половины своего рабочего времени со своими подчиненными, намного меньше с другими мастерами и еще меньше со своим вышестоящим начальством.

Руководители среднего звена. Работа младших менеджеров координируется и контролируется руководителями среднего звена. Руководители среднего звена часто возглавляют не только отделы или цехи, но также на крупных предприятиях соответствующие управления и производства. Таким образом, среднее звено управления на крупных предприятиях может быть многоступенчатым. В основном руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего звена и мастерами, передают их решения сверху к низовым операционным руководителям. Внедрение персональных компьютеров и автоматизация управленческого труда приводит к ликвидации некоторых их функций и дает возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно из первоисточников. Это делает предпосылки к существенному сокращению численности руководителей среднего звена. Большую часть времени руководители среднего звена затрачивают на устное общение.

Руководители высшего звена. Даже на самых крупных предприятиях руководителей высшего звена всего несколько человек. Главная задача руководителя высшего звена заключается в принятии важнейших решений для предприятия в целом или для отдельных частей предприятия, на них лежит огромная ответственность при этом. Талантливые руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик предприятия. Мировая практика убеждает, что нет плохих предприятий или коллективов, а есть плохие руководители. Имеется много примеров, когда на предприятии, находящемся на грани банкротства, принимает руководство талантливый менеджер и выводит его в число передовых, процветающих предприятий. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена крупных предприятий соответственно ценятся очень высоко, но велика нагрузка и ответственность такой должности. Рабочий день продолжительностью 10-12 часов для них нормальное явление.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа организации подразделяется на составляющие части, их необходимо координировать. Итак, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление производственными процессами является существенно важной частью деятельности организации.