logo search
kurs_lektsy_po_sotsiologii_truda

Тема 14. Труд и рекреация

1. Понятия «рекреация», «досуг», «отдых».

2. Типы рекреационной деятельности.

1. Употребляя понятия «рекреация», «досуг», «отдых», следует уточнить область их применения и смысловые границы.

Понятие «досуг» шире понятия «отдых», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Для многих досуг означает отдых и в этом смысле содержит в себе два аспекта: оно может обозначать отрезок свободного от работы (занятий) времени и период отдыха человека.

Вместе с тем и понятие «отдых» традиционно употребляется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил.

В понятие «рекреация» специалисты вкладывают значение восстановления сил, перемены деятельности, осуществления процесса отдыха. Некоторые специалисты считают, что проблему рекреации можно рассматривать с позиций концепции жизненного энергообмена, которая позволяет глубже понять соотношение труда и рекреации, поскольку любая активность живого организма представляет собой единство двух одновременно протекающих в нем процессов энергопревращений – энергозатрат и энергонакоплений.

Результат рекреации определяется не столько реальным состоянием организма, сколько субъективным. Эмоциональная оценка может не совпадать с биологической потребностью. С концепцией продуктивной и репродуктивной деятельности согласуется известная периодичность рекреационных процессов, которые соответствуют интервалам трудовой деятельности и возраста: периоды труда закономерно сменяются периодами отдыха, но в каждом возрасте – иначе. От периодичности рекреации неотделимо понятие закономерности изменения ее интенсивности. Иногда оба явления совпадают Интенсивность отдыха, другими словами, рекреационная насыщенность времени отдыха, или же рекреационный эффект от каждой его единицы, помогают человеку достичь требуемых результатов.

Другая сторона явления – определенная закономерность изменения интенсивности отдыха в период протекания самой рекреации. Давно подмечено, что отдых протекает по-разному в различные его моменты. Первый этап - интенсивный глубокий отдых, плавно переходящий во второй - спокойный, равномерно насыщенный. Известен и третий период: постепенно затухающая потребность в восстановлении сил, ощущение ожидаемого рекреационного эффекта. Иначе и быть не может, ведь биоэнергетические процессы протекают в живой среде по общим законам, а интенсивность рекреации всего лишь индекс энергообмена.

Отдых - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Отдых людей должен быть активным и способствовать восстановлению физических и духовных сил. Время на отдых устанавливается для поддержания нормальной работоспособности и для личной гигиены. Длительность перерывов зависит от условий труда. Время на отдых включает так же время проведения производственной гимнастики.

К видам времени отдыха можно отнести: 1) перерывы в течение рабочего дня; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни; 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска.

В течение рабочего дня работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов для отдыха, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

К рекреации относят такие явления, как сон, кратковременная пауза в разговоре, перемена позы, сканирующее движение зрачка, перекур на работе, изменение ритма шагов, микропаузы в трудовом процессе и даже изменение осанки. Человек сам строит свою рекреационную деятельность, сознательно или неосознанно подбирая наиболее подходящие ее элементы. Энергоемкие виды рекреации, например, спорт, служат целям периодического возобновления энергии, которая не может «храниться», ибо это непрерывно текущий процесс энергообращения.

Другая функция рекреации - участие человека в процессе ее естественного видового отбора. Задача на выживание всегда была одной из центральных. Но особенное значение она приобретает в нынешних условиях коренной ломки устоявшихся условий проживания человека на земле. В ходе своего исторического развития человек либо устранил, либо снизил влияние других форм естественного отбора. Сам отбор идет по сценарию приспособляемости и выживания человеческого вида в меняющихся условиях. Для этого человек создает себе более комфортные условия труда либо насыщенную тему социальной защиты. Растет надежность защиты - замедляются темпы естественной приспособляемости. Но в тепличных условиях нужен естественный ускоритель энергообмена, который бы заменил уходящие из жизни биологические катализаторы видового отбора. Поэтому все более важной формой сохранения генофонда человечества становится рекреация, массовое развитие спорта и туризма.

Важную функцию выполняет также игровое начало в рекреационной деятельности, основывающееся на информационном поиске, способности к обучению и моделированию.

Рекреация участвует в социализации человека. Она является базисной, ибо социальная рекреация охватывает все этапы генезиса социализации: деятельность, общение, самосознание. Рекреация расширяет сферу общения через непосредственные личные контакты людей на отдыхе, либо опосредованно, когда субъект рекреации включается в систему социального обслуживания. Развиваются навыки общения, растет число социальных контактов и связей. Можно даже говорить о рекреационных ценностях, рекреационных установках, рекреационных стереотипах поведения, формирующихся в досуговой сфере.

Чтобы глубже уяснить тесную взаимосвязь труда и отдыха, надо рассмотреть проблемы утомления. Вряд ли корректной является точка зрения об утомлении как побочном результате труда. Утомляться можно отдыхая. Утомление - результат деятельности вообще. Известны два основных взгляда на природу утомления. Согласно первому, в результате напряжения мышечной ткани в нее потоком крови переносятся продукты обмена, замедляющие ее выносливость и работоспособность, поэтому человек субъективно ощущает усталость, прежде всего в мышцах.

Второй подход предполагает, что в период работы истощаются запасы медиатора - вещества, передающего возбуждение от центральной нервной системы к мышцам. В итоге наиболее уязвимой оказывается кора головного мозга. Оба подхода едины в том, что для восстановления нарушенного равновесия требуются дополнительные затраты организма. В зависимости от длительности и интенсивности труда различной будет также интенсивность релаксации, которая и определяет типы рекреационных процессов, требующихся для снятия утомления.

2. В существующих методиках рекреационной классификации различаются ежедневный, еженедельный и ежегодный периоды отдыха. Но рекреация имеет гораздо более широкие границы, пространственно-временное своеобразие конкретных форм. В подобной схеме не учитываются пенсионеры, молодежь, больные и другие социальные группы населения. Поэтому более обоснованной является следующая классификация типов рекреационной деятельности: 1) кратковременные (ежедневные, еженедельные); 2) долговременные (ежегодные); 3) эпизодические (отгулы, неоплаченные внеочередная отпуска, выезды по семейным или иным обстоятельств вам).

Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха, учитывающих его интенсивность, степень включенности в рекреационные условия природных факторов, изменений условий, образа и качества жизни, временная смена социальной и территориально-поселенческой среды

Особый интерес представляет анализ временных пропорций труда и рекреации, закономерности их ритмических чередований, имеющий непосредственное отношение к решению прикладных задач по оптимизации режимов работы и отдыха. Несомненно, понятие «рекреация» должно охватывать и такой эмпирический референт, как микропаузы во время напряженного трудового процесса. Неверно думать, будто предоставление организму достаточного отдыха после каждого единичного акта деятельности (биологическая регенерация) полностью снимает явление утомления. Энергия требуется не только для энергозатратных элементов трудовой деятельности, но и на осуществление процессов энерговосстановления, поэтому возникает потребность в отдыхе через более длительные периоды. Как показывают исследования, микропаузы составляют до 15—20% рабочего времени. Время отдыха за счет микропауз тем продолжительнее, чем выше «авторитм» движения работников, т. е. больше их опыт и сноровка. При снижении работоспособности время микропауз сокращается, а утомление возрастает. Исключение микропауз и использование их в качестве мнимого резерва для повышения производительности труда не только не приводят к повышению производительности труда, но и снижают ее в 2—2,5 раза.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Как соотносятся понятия «рекреация», «досуг», «отдых»?

2. Какие функции выполняет рекреация? В чем состоит их индивидуальное и социальное содержание?

3. Дайте характеристику известных вам типов рекреационной деятельности?

4. Почему проблемы рекреации в настоящее время социологами исследуются недостаточно активно?

5.Оказывает ли влияние качество рекреационной деятельности на социальное самочувствие человека, в том числе его удовлетворенность жизнью? Ответ обоснуйте.

6. Должна ли производственная организация вкладывать свои ресурсы для создания условий полноценного отдыха своих работников? Почему?