logo
kurs_lektsy_po_sotsiologii_truda

Тема 1. Предметная область социологии труда

1. Предмет и метод социологии труда.

2. Основные категории социологии труда и их содержание.

3. Связь социологии труда с дисциплинами о труде социологического профиля и несоциологического профиля.

1. Социология труда - это специальная социологическая теория, которая имеет собственный объект, предмет и систему категорий, определяющих труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Возникновение социологии труда как науки связано с растущим интересом общества к комплексному изучению труда, к развитию механизации и автоматизации, приведшим к значительным переменам в положении человека в трудовом процессе и в его деятельности во внерабочее время.

Институциализация социологии труда как особой науки была вызвана общественной потребностью в изучении и управлении современным трудовым процессом, трудовыми отношениями и трудовой деятельностью. Развитие эмпирических исследований труда обусловлено спросом на различные методы решения практических, морально-психологических и социально-политических проблем, возникающих в современных трудовых отношениях.

Социология труда – это комплексная дисциплина, которая предполагает сложную внутреннюю структуру, наличие разных уровней, направлений, тенденций в развитии самого предмета науки. Предметная область социологии труда включает: метатеоретический уровень, общетеоретический уровень, частнотеоретический, прикладной и эмпирический уровни.

Исследования в данной области научного знания имеют, во-первых, технологическое значение, так как проблемы, которые возникают в процессе труда, являются следствием применения новых технологий в общественном производстве, но общество еще не совсем готово их воспринять, отсюда и возможные проблемы и противоречия.

Во-вторых, политическое значение, так как они могут указать направление распределения власти и влияния в обществе и в разных социальных группах; и, в-третьих, в работах по социологии труда исследуется не только поведение человека в устоявшихся ситуациях, но и его поведение в условиях динамических изменений в современном производстве.

Социология труда сформировалось как специальное научное направление в социологической науке на стыке экономических, психологических и политических научных дисциплин, что сказалось на расплывчатости в определении предмета социологии труда. Так, например, в 31,5% американских колледжей и университетов в настоящее время преподается социология труда, в 20,3% - индустриальная социология, в 37,8% - социология профессий.

Несмотря на значительное развитие науки о труде и трудовых отношениях, признание результатов ее исследований пока еще не выработано общей точки зрения на предмет ее изучения. По-разному определяется не только предмет науки, нет единого мнения относительно ее названия.

Английский социолог Скотт определяет социологию труда как социологическую дисциплину, изучающую промышленность, ее достижения и связь с общественным развитием в целом.

Французские социологи чаще всего определяют социологию труда как науку, рассматривающую в различных аспектах все общественные группы, формирующиеся в процессе человеческого труда. Предметом является человеческий коллектив, возникающий в процессе производственной деятельности.

Американские социологи определяют социологию труда как науку, изучающую общественную роль, которую человек играет на производстве, те общественные обязанности человека, которые связаны с его трудовой квалификацией.

В современной отечественной социологии сложилась точка зрения, согласно которой предметом социологии труда является труд и все, что связано с ним: структура человеческого труда и его противоречия, функции труда, содержание, характер и формы труда.

Польские социологи считают, что социология труда – это составная часть социологии, рассматривающая труд как общественное явление (как влияние общественных условий на мотивы, процесс, интенсивность, результаты труда) и исследующая изменения, которые труд вызывает в структуре деятельности и развитии больших и малых групп. При этом под процессом труда подразумевается всякая целенаправленная деятельность, способствующая удовлетворению человеческих потребностей.

Югославские социологи под социологией труда понимают науку, которая изучает различные закономерности развития общественных отношений в процессе труда. На различия в понимании предмета социологии труда, как считают югославские социологи, оказывают влияние: 1) различная научно-теоретическая база; 2) прямые и косвенные цели исследования; 3) широкая область изучения науки; 4) неразвитость и размытость предметной области смежных наук, которые по-своему касались проблем человеческого труда и положения человека в процессе труда.

Сталкиваясь с этими и другими трудностями при определении предмета социологии труда, многие социологи подчеркивают, что, каким бы точно ни было это определение, оно не может полностью охватить всю сложную действительность трудовой деятельности.

Д. Маркович, известный югославский исследователь в области социологии труда, дает следующее определение социологии труда. Социология труда является специальной социологической наукой, предметом изучения которой является труд как общественное явление со всеми его характерными чертами, благодаря которым он отличается от других общественных явлений, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса и через которые вскрывается причинно-следственная связь этих отношений со степенью развития производительных сил, анализ взаимосвязи внутри производственных и внепроизводственных отношений в коллективах, эффективность деятельности человека и общественные отношения в трудовом процессе.

Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда заключаются:

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики. Социологический аспект изучения труда заключается в исследовании труда как системы общественных отношений и в определении его влияния на общество, представляющее собой единство общественных отношений.

Социология труда как причинно-объясняющая наука должна иметь не только свой предмет, но и метод. Метод социологии труда состоит из диалектического понимания единства человека, общества и труда, из научного подхода к изучаемым явлениям, которые заключаются в сборе фактов, их обработке, выработки необходимых решений и выводов.

Специфика метода социологии труда проявляется в достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); в процессе методов сбора фактов; в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Для изучения труда используются абстрактные методы, в том числе и математические (например, объяснение степени полезности математическим путем), метод измерения времени Тейлора, необходимого для выполнения отдельных рабочих операций, логико-дедуктивные методы, мыслительный эксперимент. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, а также кросскультурные и историко-сравнительные методы.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно-обоснованных программ социально-экономического развития трудовых коллективов, для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников.

Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

2. Исходной категорией социологии труда является понятие «труд». В естественных науках под трудом понимается не только деятельность человека, но и деятельность животных и даже действие природных сил. В этом смысле говорят о работе морских волн, ветра и т.д. Это понимание труда исходит из возникающих изменений в природе без учета того, кто и почему их производит, в чем смысл такого труда и какова специфика его результатов.

Особого внимания заслуживают исследования и определение труда в физиологии и психологии. Именно в этих науках подчеркивается, что любая трудовая активность требует физиологического и психологического напряжения участников трудового процесса.

В физиологическом смысле труд является необходимой потребностью человеческого организма, естественным условием существования.

В психологическом смысле труд проявляется в сознательных поступках, при помощи которых человек контролирует и определяет свое поведение в желаемом направлении.

Возможность рассмотрения человеческого труда с различных точек зрения проявилась в полном объеме в общественных науках. Определения человеческого труда, даваемые общественными науками, исходят по существу из специфики предмета.

С технико-технологической точки зрения человеческий труд рассматривается и определяется в контексте присвоения человеком природы, но с учетом того, что человек использует природу для созидания.

С экономической точки зрения человеческий труд наиболее часто определяется как сознательная, планомерная человеческая деятельность с целью переработки данного природой для удовлетворения человеческих потребностей. То есть труд – человеческая деятельность, в результате которой человек присваивает природу, обеспечивая тем самым удовлетворение своих потребностей.

С философской точки зрения труд – это любая целенаправленная человеческая деятельность, которая опосредованно или непосредственно направлена на создание определенной ценности (материальной или духовной).

Социологическое определение труда должно выразить его сущность как общественного явления и указать на специфические связи, существующие между человеком и трудом, трудом и обществом.

Самыми общими характеристиками человеческой трудовой деятельности являются следующие:

  1. человеческий труд представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность;

  2. трудовая деятельность - это комплексная деятельность, которая развертывается в рамках определенных общественных групп;

  3. трудовая деятельность - это деятельность, в процессе которой создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющее общественное значение.

Принимая во внимание перечисленные характеристики трудовой деятельности, можно сформулировать понятие труда в социологическом контексте.

Труд – это сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которой человек осуществляет процесс самореализации.

К категориям социологии труда относятся также: предметы труда, средства труда, содержание труда, условия труда, характер труда, виды труда.

Предметы труда – вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на: 1) сырье (необработанное вещество), 2) полуфабрикат (частично обработанное вещество). Кроме того, они могут быть: а) основными материалами, б) вспомогательными веществами.

Предметы труда подразделяются также на естественные (находимые человеком в самой природе), искусственные (не имеющиеся в готовом виде в природе, создаваемые человеком по заранее заданной модели), композиционные материалы (сложносоставные), конструкционные материалы (основные виды материалов, из которых изготавливается оборудование, сооружаются каркасы зданий).

Средства труда – вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда (машины, инструменты, здания, сооружения, дороги и т.д.)

Предметы и средства труда в совокупности являются объективными средствами производства.

Содержание труда. К пониманию содержания труда существует множество подходов. Согласно одному из них содержание труда определяется в соответствии с конкретными изменениями трудовых функций участников трудового процесса, уровнем необходимой квалификации разделением труда между работниками.

Другой подход определяет содержание труда как совокупность элементов, действительных связей и отношений, делающих деятельность человека целесообразной.

Поскольку человеческий труд есть не только воздействие средствами труда на предметы труда, но и процесс, в котором люди согласовывают свое поведение и устанавливают различные межличностные отношения, то содержание труда имеет как технико-организационные, так и социально-экономические детерминанты.

Технико-организационное содержание труда выявляется в качественной и количественной определенности трудовых функций, обусловленных уровнем развития техники, предметом труда, организацией производства и мастерством работника.

Социально-экономическое содержание труда выражается в отношениях между трудом индивида и трудом всего общества и отражает характерные черты общественных отношений, внутри которых осуществляется трудовой процесс.

Основываясь на социологическом определении труда, можно сказать, что содержание труда охватывает конкретные операции, выполняемые человеком при осуществлении трудовых функций в конкретном процессе труда. Отсюда можно сделать вывод, что содержание труда определяется уровнем развития средств производства (средств труда и предмета труда), а также социально-экономическими отношениями.

Понятие "условия труда" включает степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. На условия труда оказывают влияние следующие факторы: 1) физические (шум, вибрация, излучения, повышение температуры); 2) химические (газы, пары, аэрозоли); 3) биологические (вирусы, бактерии, грибки); 4) различные виды пыли.

Условия труда подразделяются на нормальные и вредные. Нормальными условиями труда считаются те, что не наносят явного ощущаемого вреда здоровью человека. Их можно назвать благоприятными или неблагоприятными в зависимости от того, как они сказываются на здоровье человека. Неблагоприятные условия труда вызывают неудобство, скованность, неловкость, плохое самочувствие, а в самом крайнем случае – снижают работоспособность, но не вредят здоровью человека. Они могут также снизить заинтересованность в труде, ограничивать творческое самовыражение, создавать чувство напряженности и недовольства.

Характер труда выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, то есть осознает или нет человек ее как собственную деятельность, которую выполняет, будучи свободен, от всякого принуждения, развивая в ней свои творческие способности.

Характер человеческого труда обусловлен двумя компонентами; во-первых, содержанием труда, т.е. содержанием выполняемых человеком в процессе труда операций, при этом имеется ввиду, как много он напрягается и как много тратит физических или умственных усилий. Во-вторых, характер труда обусловлен общественными отношениями, в которых осуществляется процесс труда. Эти отношения определены природой отношений к средствам производства, то есть формой собственности. Только тогда, когда участники трудового процесса не отделены социально-экономически от средств производства, создаются условия, когда они сами определяют свою трудовую деятельность и отношение к ней как к собственной деятельности, в процессе которой осуществляют осознанную цель.

В общественных условиях, в которых участники трудового процесса социально-экономически отделены от средств производства, они не могут свою деятельность ощущать как собственную, поскольку ее организуют и контролируют собственники средств производства или их представители. В таких условиях деятельность участников трудового процесса выступает как нечто навязанное извне, а не как их собственная.

Для изменения характера труда необходимы изменения не только социально-экономических отношений, но и изменения в содержании труда, которые невозможны без изменения средств труда, обеспечивающего такое содержание труда, которое не противоречило бы проявлению человека как творческого и свободного существа.

Виды труда. Виды труда различаются между собой в зависимости от критерия, взятого за основу. Наиболее часто исходят из того, какие способности и какие средства преимущественно используются в процессе труда.

Если в основе классификации лежит критерий способ труда, то различают физический и умственный труд. Если же в качестве критерия классификации используют конечный результат труда, тогда различают производительный и непроизводительный труд, т.е. труд, в результате которого создаются определенные продукты, и труд, в результате которого осуществляются определенные общественно-полезные услуги. Если же при классификации исходят из критерия личного вклада в общественный труд, тогда в качестве особых видов труда выделяют простой и сложный труд.

Физический и умственный труд различается в зависимости от того, какие способности преимущественно используются в процессе труда. Физическим трудом называют труд, в котором человек физически напрягается и тратит силу своих мускулов, преодолевает то или иное сопротивление при воздействии на предмет природы.

Умственным трудом считается труд, в котором активно используются возможности человеческого разума, духовные и психические силы человека.

Разделение на физический и умственный труд существовало не всегда. Только с развитием материального производства происходит обособление умственного труда от физического.

Производительным трудом считается человеческий труд, затраченный на производство материальных благ. Непроизводительный способствует более полному развитию производительности труда.

Простой труд не требует от человека ни продолжительного, ни высшего образования, ни большого физического или интеллектуального напряжения.

Сложный труд требует более высокого и производительного образования и соответствующих навыков. Этот труд предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека при выполнении трудовых обязанностей и более высокие общественные требования к личному вкладу в труд.

3. Социология труда тесно связана с большей частью наук социологического профиля. Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, и не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта - изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого.

Социология организации исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, систему власти и подчинения, личные и безличные факторы социальной организации труда.

Социология профессий также имеет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.д.

Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, выражающих закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов как основных экономических, социальных и политических ячеек общества.

Следует также назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, социально-психологического климата, группового взаимодействия в производственных бригадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которой выступает жизнедеятельность человека в труде; промышленную (индустриальную) социологию, в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; социальное планирование и прогнозирование (социология управления), становление которых в качестве самостоятельных дисциплин немыслимо без изучения трудовых проблем.

Социология образования изучает систему подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Социология города прослеживает взаимосвязь процессов индустриализации и урбанизации, их влияние на образ и уровень жизни людей, разрабатывает проекты размещения промышленных объектов.

Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами. Иначе это можно назвать горизонтальным срезом знания или отраслевой социологией. Отраслевая социология покрывается преимущественно предметной областью социологии труда. В то же время в каждой из них найдутся и такие проблемы, которые не входят в ее компетенцию. Так, в социологии профессий узкоспециальные вопросы, например, возрастные изменения в предпочтениях человеком тех или иных профессий, не обязательно включаются в социологию труда, т. е. не интересуют ее как самостоятельный предмет изучения. Такого рода проблемы больше связаны с социологией личности или психологией.

Социология труда тесно связана со многими дисциплинами несоциологического профиля, но также изучающими труд. Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда - это деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства рабочей силы. У психологии труда и социологии труда много общего, например, такие категории, как трудовые установки, мотивы поведения, готовность высококачественно и производительно трудиться. Однако социологию труда интересуют не индивидуально-личностные проявления трудового поведения, а социально-типичные проявления, характерные для различных представителей социальных и профессиональных групп. В то же время знание положений психологии труда об особенностях психологических свойств работников позволяет социологам научно обеспечить формирование и развитие коллективов, избежать неоправданных конфликтных ситуаций в сфере труда.

Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику труда интересует сам процесс создания стоимости. Для нее важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла. В центре же внимания социологии труда - трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономика сосредоточивает внимание на оплате труда. В этом случае рассматривается тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая в целом должное внимание проблеме материального стимулирования, в первую очередь изучает совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

Социология труда тесно связана с физиологией труда, исследующей закономерности функционирования состояния организма работающего человека. Оба эти направления объединяют усилия по выработке путей преодоления отрицательных последствий монотонности труда. Социологи, управляя трудовой адаптацией работников, используют рекомендации физиологов о закономерностях формирования навыков, умений, трудовых знаний, выработке у работников профессионально важных качеств, снижении утомления и поддержания в течение всего рабочего периода высокого устойчивого уровня трудоспособности.

Социология труда тесно связана с трудовым правом. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений, которое реализуется, прежде всего, через социальный контроль поведения в сфере труда. Административный контроль, меры воздействия (поощрения и наказания) основываются на правовых нормах труда, закрепленных в юридических документах, которые регламентируют основные моменты трудовых взаимоотношений. Есть непосредственная связь социологии труда и с научной организацией труда (НОТ). Эффективность мероприятий по научной организации труда зависит от того, будет или нет учитываться их эффект. Социологами здесь широко используется такой показатель, как удовлетворенность трудом.

К промежуточным дисциплинам можно отнести этнографию, антропологию, археологию и некоторые другие. Они оперируют количественными методами и нормативно-ценностным знанием. Этнографы сравнивают обычаи, традиции и трудовую этику, бытующие у различных народов, на эмпирических фактах показывают региональные черты сходства и различия трудового уклада жизни в зависимости от этнической принадлежности.

О прошлом трудовой деятельности человека свидетельствуют находки археологов. Прослеживая изменения типов орудий труда, характер приемов труда, методов обработки материалов, археологи устанавливают социальную историю производственной деятельности людей.

Исторические этапы и формы антропосоциогенеза, становления человеческого рода через процесс труда, изучает антропология. Она судит об исторических реликтах трудовой деятельности на основании изучения современных отсталых сообществ, диких племен.

Предметная область социологии труда не сводится к совокупности предметных областей конкретно-социологических дисциплин, изучающих под разными углами социальную природу труда. В то же время понять и изучить конкретные явления и процессы, происходящие в производственной деятель ности, невозможно, если не прибегать к данным других наук, в том числе экономики труда, юриспруденции, социальной и инженерной психологии, этнографии, психотехники, эргономики и т.д. Необходимо учитывать, что будут появляться новые науки, поэтому представленные схемы взаимосвязи с науками социологического и несоциологического профиля несколько условны и могут видоизменяться. Однако они дают возможность проследить общую тенденцию в социологии труда.

Вопросы для контроля и обсуждения

  1. Дайте анализ роли труда в развитии человека и общества.

  2. В чем состоит социальная сущность труда?

  3. Дайте определение предмета социологии труда как специальной социологической науки.

  4. Укажите задачи, которые решает социология труда на современном этапе развития общества.

  5. Дайте характеристику основных методов исследования в социологии труда.

  6. Дайте определение содержания и характера труда как парных категорий..

  7. Объясните, в чем состоит междисциплинарность и комплексность социологии труда.