Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
Ведение переговоров — одна из важнейших сторон деятельности любой организации. Это эффективный инструмент разрешения проблем и конфликтов. Их целью может быть и повышение отдачи от достигнутых ранее соглашений.
Переговоры — это процесс обсуждения проблемы несколькими (двумя или более) заинтересованными лицами, не связанными отношениями прямого подчинения, в целях поиска взаимоприемлемого соглашения.
Задача переговоров состоит в нахождении варианта решения, который позволил бы оптимизировать возможный результат. Это достигается в процессе обсуждения сближением позиций сторон на основании общности целей, поиска путей их достижения, сочетания интересов посредством взаимных уступок. При этом стороны сознают, что потери от компромисса значительно меньше, чем выгода, приобретаемая благодаря соглашению.
Основной функцией переговоров является совместное обсуждение проблемы и принятие решения, в той или иной степени устраивающего всех участников. Важнейшей составляющей переговоров является также информационная функция — обмен мнениями без принятия конкретного решения. В результате переговорного процесса достигается соглашение, которое может быть оформлено в виде официального документа. Если абсолютное решение по каким-либо причинам принять невозможно, заключаются временные или частичные соглашения.
В ходе переговоров задействуются методы, используемые при принятии решений. Особенность их применения состоит в том, что с окончательным вариантом решения должны согласиться все стороны, оценив свои выигрыши и уступки.
Для урегулирования спорных позиций стороны могут привлекать официальных и неофициальных посредников. В их обязанности входят сбор информации, уяснение проблемы, подведение итогов, но только не принятие решения. Помогая конфликтующим сторонам разобраться, в чем они могут уступить друг другу, посредник вправе предлагать собственные альтернативы по обсуждаемому вопросу. Он облегчает партнерам по переговорам поиск выхода из тупика, установление дополнительных каналов коммуникации, способствует обмену мнениями, позволяющему взглянуть на проблему глазами противоположной стороны.
По мнению американских специалистов, при разрешении конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно в психологическом плане, поскольку помогает участникам конфликта «сохранить лицо» в случае уступок. Идя на компромисс, стороны адресуют уступки не друг другу, а как бы третьей стороне, словно делая ей «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу.
♦ Методы ведения переговоров. Выделяют несколько основных методов ведения переговоров: вариационный, интеграционный, наилучшей альтернативы, уравновешивания позиций и поэтапного достижения соглашения.
Вариационный метод состоит в том, что партнерам предлагаются для обсуждения варианты соглашения, предварительно разработанные и основывающиеся на представлении об оптимальном решении данной проблемы в комплексе с другими проблемами. Этот метод используют преимущественно при переговорах с более слабыми оппонентами.
Интеграционный метод основывается на общих интересах сторон и нацеливает переговоры на объединение этих интересов. Упор делается на имеющиеся точки соприкосновения и возможность получить взаимную выгоду при разумном объединении усилий. Данный метод ориентирован на переговоры равных по рангу и силе оппонентов.
Метод наилучшей альтернативы исходит из предположения, что любые переговоры могут окончиться неудачей (прерваться, оказаться менее эффективными, чем ожидалось), поэтому разумно, подстраховавшись, заготовить запасные варианты решений. В конечном итоге это упрочит позиции на переговорах. Альтернативы разрабатываются заблаговременно, среди них выбирается наилучшая и с ней сравниваются основные предложения партнеров.
Метод уравновешивания позиций предполагает тщательное изучение инициатив партнера. Если они приемлемы, то на их основе разрабатывается рабочий вариант решения проблемы, который выносится на обсуждение. Это позволяет установить рубеж, дальше которого уступки возможны только в ответ на уступки другой стороны или соответствующую компенсацию. Данный метод используется при переговорах с более сильными партнерами. Он ориентирован не на защиту идей, которые могут вызвать раздражение уверенного в своей правоте соперника, а на корректировку его позиции в своих интересах с помощью уточнений, советов, мягкой критики.
Метод поэтапного достижения соглашения основан на ситуационном подходе — постепенном (полном или частичном) пересмотре требований в случае появления новых обстоятельств или открытия новых возможностей. Он нацелен на достижение компромисса и используется в сложных ситуациях, когда проблема характеризуется многосторонностью, а отказ от переговоров и решения влечет за собой серьезные негативные последствия.
Когнитивная техника переговоров. Обычно стороны, участвующие в переговорах, используют типичные техники, основывающиеся на ранее рассмотренных межличностных стилях разрешения конфликтных ситуаций и методах ведения переговоров. Современная теория рекомендует использовать технику переговоров с когнитивным подходом. Латинское слово cognitio переводится как «познание», «знание». Суть когнитивного подхода состоит в рассмотрении переговорного процесса на основе взаимодействия различных структур знания. Переговаривающиеся стороны обладают определенны м интеллектуальным потенциалом, характеризуются набором явно и неявно выраженных знаний, предубеждений, желаний и возможностей. У каждой из них есть свой арсенал инструментов ведения полемики. В ходе переговоров идет обмен информацией, происходит взаимодействие различных стилей общения и типов знаний. Имея представление о когнитивных характеристиках личности, можно прогнозировать ее возможные реакции и поведение на переговорах, что позволяет подобрать индивидуальные стратегии, способствующие достижению успеха.
Когнитивная техника переговоров включает следующие элементы:
контексты, выступающие своеобразным буфером в ходе переговоров — подсистемы конфликта, который они призваны разрешить;
технику анализа структур личности участников, предполагающую анализ
а) структуры конфликта и инструментов его решения,
б) системы принятия решений каждым из участников,
в) взаимодействия группы» ведущей переговоры, и руководства организации, которую она представляет;
технику структурного анализа самого процесса переговоров.
Когнитивный подход совершенствует технику ведения переговоров, повышает уровень профессионализма участников, обогащая их соответствующими ситуации тактическими приемами, способствует повышению эффективности переговоров.
В процессе переговоров важно проявлять активный интерес к тому, что говорит оппонент, и тем самым поддерживать диалог, но не перебивать, а своей позитивной реакцией направлять разговор в нужное русло
В любых переговорах можно выделить три главных составляющих: Желание переговорщиков что-то получить для себя (через укрепление взаимоотношений), удовлетворить свои интересы; Стратегия и тактика ведения переговоров, набор умений, которыми обладают переговорщики; Элементарные навыки общения, способность вызывать симпатию и доверие.
В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становятся особой сферой их повседневной деятельности. Цель переговоров – достичь разумного соглашения, отвечающего интересам переговаривающихся сторон. Переговоры предлагают принципиально иной подход: они позволяют сторонам обмениваться уступками и приходить к приемлемому компромиссу.
Управление переговорами – возможность учитывать сильные и слабые стороны своей фирмы и оппонента, прогнозировать результат, учитывать интересы и позиции.
Этапы переговорного процесса.
Определение цели Подготовка к переговорам Стартовые позиции Обсуждение Аргументация и контраргументация Достижение соглашения
Основы мастерства слушать. Одним из элементов эффективности коммуникаций и ведения переговоров является техника слушания. Мастерство, или техника, активного слушания задает позитивный тон переговорному диалогу. Приведем некоторые из приемов, дающих хороший практический эффект.
Мастерство или техника активного слушания задает позитивный тон переговорному диалогу, опирается на ряд специальных приемов, которые почерпнуты из практики успешных переговоров. Остановимся на простейших из них.
1. Парафраза. Этот прием направлен на уточнение информации с помощью ее краткого повторения. Один участник переговоров обращается к другому:
2. Пояснение. Этот прием также уточняет информацию, но с помощью прямых вопросов, например:
- Вы согласны с предложением г-на А?
3. Прием Сократа. Древнегреческий философ Сократ добивался в своих спорах успеха с помощью вынуждения своих оппонентов давать утвердительные ответы. Сократический метод основан на простой формуле переговоров:
• чем больше ответов «нет» (особенно подряд) произносит партнер по беседе, тем труднее ему сказать «да»;
• чем больше ответов «да» (особенно подряд) произносит партнер по беседе (переговорам), тем труднее ему сказать «нет».
3. Я - высказывание. Этот метод направлен на то, чтобы донести до собеседника ваши чувства и отношение без угрозы в его адрес и без оценки его поведения. Его чрезвычайная важность для переговоров подтверждается практикой.
Примеры активного слушания
Прием | Цепь | Примеры |
Отражение чувств | Передавая словами чувства говорящего, продемонстрировать свое участие и понимание | Вы кажетесь очень взволнованным, когда рассказываете об этом... Я вижу, что вы искренне хотите помочь... |
Признание ценности | Оценить значимость
| Я ценю ваше желание решить |
| высказываний и | данную проблему... |
| усилий партнера | Спасибо за серьезное отноше- |
|
| ние к этому вопросу и готов- |
|
| ность решать его... |
Подведение итогов | Обратить внимание | Мне кажется, главное в нашем |
| на достижения, | разговоре - это... |
| собраться с мыслями и |
|
| предложить позитивную |
|
| логику дальнейшего |
|
| разговора |
|
Правила убеждения:
- Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
- Обсуждение и аргументация в переговорном процессе.
- Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.
- Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.
- Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала.
- Методы оценки персонала
- 29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.