Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.
♦ Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Постоянное выяснение того, во что верят и что ценят в организации и насколько это способствует достижению ее целей, позволяет определить состояние организационной культуры.
В. Сате предложил оценивать воздействие орг. культуры по семи процессам:
Кооперация отражает ценности, положенные в основу взаимодействия организации и персонала, а также насколько люди разделяют общие положения и ценности.
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый выбор базовых предпочтений.
Влияние культуры на коммуникации. Содержание культуры влияет и на содержание коммуникации: в одних организациях открытость ценится, а в других она считается недостатком.
Работник чувствует себя преданным организации Сильная культура умножает чувства работника, и он готов активизировать свои действия в целях организации.
Восприятие организационной среды работником обусловлено в значительной мере мнением коллег, с которыми он связан общим опытом. Культура влияет на этот процесс, обеспечивая единую интерпретацию опыта, что способствует снижению конфликтных ситуаций между исполнителями и в их оценке деятельности организации.
Культура помогает членам организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведения. Например, в организациях, где ценится риск, человек не уклоняется от экспериментов, зная, что в случае неудачи его не накажут, а постараются извлечь уроки на будущее.
Кроме того, Шварцем и Дэвисом были определены четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры:
игнорирование культуры, которая серьезно препятствует осуществлению выбранной стратегии. Этот подход крайне редко приводит к успеху;
подстраивание управления системы под сложившуюся в организации культуру. Признается существенность барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и вырабатываются альтернативы, позволяющие обойти препятствия, не внося серьезных изменений в саму стратегию.
предпринимаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она соответствовала выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, требующий много времени и ресурсов, но обеспечивающий достижение долговременного успеха;
• стратегия изменяется, подстраиваясь под существующую культуру.
♦ Поддержание организационной культуры. Методы, благоприятствующие укреплению организационной культуры, представлены:
Рис. 6.9. Методы поддержания организационной культуры
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения очень важны для поддержания культуры в организации, они довольно быстро усваиваются сотрудниками и могут как помочь, так и помешать укреплению сложившейся культуры.
Реакция руководства па критические ситуации и организационные кризисы бывает двоякой: а) действия, направленные на усиление существующей культуры; б) введение новых ценностей и норм, изменяющих культуру. Моделирование ролей, обучение и тренировка способствуют усвоению организационной культуры подчиненными. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и ежедневную помощь персоналу. Личным примером они демонстрируют подчиненным, как следует относиться к клиентам, учат умению слушать других.
Критерии вознаграждений и определения статусов играют немалую роль в формировании и поддержании культуры организации.
Организационные символы и обрядность отражают верования и ценности, лежащие в основе культуры организации.
Примеры организационных обрядов:
Тип обряда | Повод для обряда | Вероятные последствия |
Обряд продвижения | Торжественное вручение дипломов по завершении базового обучения, переподготовки и т.п. | Обеспечивает вхождение в новую роль, минимизирует различия в выполняемых ролях |
Обряд ухода | Объявление на доске об увольнении или понижении в должности | Уменьшает власть и статус, указывает на ценность правильного поведения |
Обряд усиления | Конкурсы, соревнования для выявления лучшего поведения | Усиливает власть и статус, указывает на ценность правильного поведения |
Обряд обновления | Объявление во время заседания о делегировании новых полномочии | Изменение стиля работы и руководства, развитие социальных отношений и повышение их эффективности |
Обряд разрешения конфликта | Объявление на пресс-конференции о начале (конце) переговоров | Открытие переговоров, снижение напряженности в коллективе, возможность достижения договоренности, компромисса, введения конфликта в законные рамки |
.Обряд единения | Празднование коллективом юбилеев на рабочем месте | Поддерживает чувство общности, единения работников, признает существующее положение удовлетворительным |
К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, которые проводятся в установленное время и по специальному поводу, чтобы повлиять на поведение работников и помочь им освоиться среди организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов.
♦ Изменение организационной культуры. Если содержание организационной культуры не обеспечивает поведения, необходимого для достижения желательного уровня организационной эффективности, встает вопрос об обновлении культуры.
Значительные и динамичные корректировки правил поведения могут быть вызваны важными обстоятельствами: снижением организационной эффективности и морали; изменением миссии организации; усилением конкуренции; значительными технологическими преобразованиями, переменами на рынке; включением организации в процесс поглощения, слияния либо образования совместного предприятия; быстрым ростом организации; вступлением во внешнеэкономическую деятельность.
Главной целью изменения организационной культуры является формирование определенного устойчивого поведения, а перемены в поведении, как отмечалось ранее, ведут к преображению и самой организационной культуры. В зависимости от ситуации связь между какими-либо изменениями в поведении и культуре может проявиться в период от нескольких месяцев до нескольких лет, поэтому следует различать изменения культуры и прочие организационные изменения и исследовать их одновременно.
Изменения в культуре организации сопряжены с рядом трудностей, в особенности связанных с переменами, затрагивающими глубинное содержание культуры (базовые предположения, верования и ценности). Степень сопротивления изменениям тем выше, чем они радикальнее, мощнее старая культура и выше скорость изменений (медленные перемены проходят легче).
Характерно, что изменения в культуре могут либо предшествовать изменениям в поведении, либо следовать за ними. Первое происходит при безусловных доказательствах очевидного и значительного преимущества новых ценностей перед старыми. В этом случае ожидается, что люди приобретут необходимые знания, компетентность и навыки для выработки соответствующих образцов поведения. Второе случается, когда преимущества новых предположений не очевидны. Нередко подвижки в культуре намного отстают от изменений в поведении или вовсе не происходят. Специалисты рекомендуют менеджерам, попавшим в подобную ситуацию, «ловить момент» и вмешиваться в процесс, почувствовав готовность людей к переменам.
В зависимости от масштабов и целей изменений, а также возможностей и границ влияния менеджеров, выделяют следующие подходы к изменению организационной культуры: технократический проект, органичное социальное движение, переустройство повседневной жизни.
Изменение культуры как технократический проект. В соответствии с этой моделью изменения культуры представляют собой проект, который возникает на высшем уровне и реализуется сверху топ-менеджером. Такая трансформация требует больших усилий и происходит очень медленно.
Изменение культуры как органичное социальное движение как бы возникает само по себе. Перемены назревают внутри организации, когда большинство сотрудников не удовлетворены старыми идеями и практиками и хотят их изменить. Органичное движение означает, что люди в организации следуют за потоком новых идей, которые постепенно приводят к изменению организационной культуры.
Изменение культуры как переустройство повседневной жизни осуществляется одним или несколькими руководителями, иногда — неформальными лидерами, которые находятся в непосредственном контакте с работниками. Обычно процесс носит неформальный и пошаговый характер.
Рассмотренные подходы по изменению культуры могут использоваться одновременно.
Не всегда возможно зафиксировать свершившийся факт изменения культуры, поскольку перестройка происходит в умах людей и о ней трудно судить с уверенностью. Но если после ухода лидера — проводника обновленной культуры — люди в организации продолжают вести себя по-новому, можно твердо констатировать, что изменение культуры состоялось.
- Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
- Обсуждение и аргументация в переговорном процессе.
- Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.
- Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.
- Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала.
- Методы оценки персонала
- 29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.