29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.
В самом широком смысле понятие «эффективность управления» предполагает достижение целей с минимальными затратами ресурсов (времени, труда, финансов и т.п.).
Оценка эффективности — постоянно действующий процесс, осуществляемый по критериям, поддающимся объективному измерению, на основе эккаунтинга — деятельности по анализу, учету и статистике. Организация разрабатывает методологию и систему измерений, которые отражают приоритеты, соответствующие выбранной стратегии, и необходимые рекомендации, в частности:
где, что и когда необходимо измерять (оценивать);
кто должен выполнять этот процесс;
с чем проводить сопоставления, чтобы сделать правильные выводы о состоянии и развитии организации.
Эффективность организации складывается из результатов каждого элемента ее деятельности: менеджеров; принимаемых и реализуемых решений; выбора и реализации стратегии; оперативного управления; используемых стилей руководства; организационной структуры; организационной культуры; квалификации и ответственности персонала и т.д. В целом эффективность оценивается при помощи системы производственно-экономических показателей.
В оценке эффективности руководства организации в целом и конкретного менеджера, в частности, обязательно присутствует оценка психологического состояния персонала как фактора, оказывающего существенное влияние на результаты деятельности.
Психологические | Производственно-экономические |
Удовлетворённость членством в коллективе Психологический климат в коллективе Мотивация членов коллектива Самооценка коллектива Авторитет руководителя Доверие | Прибыль Производительность Качество Финансовая устойчивость Конкурентоспособность Измеряемые элементы организации производства Эффективность решений руководства |
Конечный результат труда организации является объективным критерием оценки деятельности руководства. В нём органически соединяются результаты труда как руководителя, так и исполнителей, оцениваемые по показателям эффективности деятельности организации (прибыльность, рентабельность, производительность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, качество и т.п.). Кроме того, оцениваются поддающиеся измерению элементы организации производства, а также эффективность решений руководителя и исполнительская дисциплина персонала — производственные, или производственно-экономические, показатели.
Позитивное состояние результатов труда не может быть устойчивым в перспективе, если оно не подкреплено позитивным психологическим состоянием коллектива. К психологическим критериям оценки состояния организации относят:
• удовлетворенность членов коллектива различными аспектами пребывания в нем (отношениями с коллегами и руководителем, условиями труда, заработной платой и т.д.), которая проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате, стабильности либо текучести кадров;
мотивацию членов коллектива (желание трудиться и сохранять пребывание в коллективе);
авторитет руководителя в коллективе и доверие к нему;
оценку коллективом своей сплоченности, успешности своей деятельности.
- Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.
- Обсуждение и аргументация в переговорном процессе.
- Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.
- Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.
- Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала.
- Методы оценки персонала
- 29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.