Организация и управление качеством продукции (товаров, услуг, работ)
Выживаемость любого предприятия определяется его уровнем конкурентоспособности, который в основном определяется качеством продукции и его ценой.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
Качество продукции формируется под воздействием следующих факторов: восприимчивости предприятий к использованию достижений НТП; постоянно меняющихся требований рынка; уровня квалификации персонала, его образования и культуры, применяемых материальных и моральных стимулов. Качество продукции оценивается на основе измерения определяющих ее свойств по десяти группам показателей: назначения, надежности, технологичности, уровня стандартизации и унификации продукции, эргономики, эстетики, транспортабельности, экологичности, безопасности и патентно-правовой чистоты. Значение показателей качества продукции определяется методами: экспериментальным, органолептическим, социологическим и экспертных оценок.
Качество продукции обеспечивается совместной деятельностью всех структурных подразделений, служб и отделов предприятия. Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий.
Система управления качеством продукции представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Важное место в этой системе занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:
• защита репутации предприятия;
• защита потребителя от дефектной продукции;
• сокращение объема непроизводственных работ;
• предупреждение брака;
• участие в разработке новой продукции и технологических процессов.
При решении этих основных задач служба управления качеством выполняет многие функции, важнейшие из которых следующие:
• координация работ по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара (научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание);
• расчет затрат по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
• определение затрат, обусловленных влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
• координация деятельности всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информация их о достигнутых результатах;
• сотрудничество со службой материально-технического обеспечения, оказание ей содействия в выборе поставщиков и постоянного обновления их «рейтинга» по качеству и участие в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых поставщикам;
• организация обучения качеству работы своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
• активное участие в подготовке кадров и в других действиях с целью стимулирования качества продукции.
Выработка и реализация многих управленческих решений в области качества происходят в процессе технического контроля, представляющего систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
Задачи технического контроля:
• предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
• обеспечение соблюдения заданного технологического режима;
• установление требуемого качества готовой продукции.
Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.
На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям:
• контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции;
• контроль параметров технологического режима.
Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо установить: вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.
Лекция 14
- Введение
- Производственные предприятия :характеристика, миссия
- Миссия и цель функционирования предприятия
- Последовательный вид движения
- Параллельный вид движения
- Параллельно – последовательный вид движения
- Содержание, функции, методы и принципы производственного менеджмента
- Основные формы организации производственных процессов Специализация и кооперирование, концентрация и комбинирование производства
- Производственная структура предприятия
- Производственная структура предприятия
- Типы производства
- Характеристика типов производства
- Виды организационных структур предприятий
- Разработка положения о подразделении и должностной инструкции
- Принципы рациональной организации производственного процесса
- Организация и обслуживание рабочих мест на предприятии
- Организация планирования производства
- Основы оперативного управления производством
- Организация и управление качеством продукции (товаров, услуг, работ)
- Организация подготовки производства новой продукции и формирование технической политики развития предприятия
- Роль инновационного менеджмента в развитии современного производства
- Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
- Основные направления совершенствования функционирования цехов основного производства
- Управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции в рыночных условиях
- Организация транспортного обслуживания производства и управление им
- Расчет внутреннего грузооборота на предприятии, тыс. Т
- 6. Максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров.
- Организация складского хозяйства предприятия и управление им
- Показатели для планирования и оценки эффективности работы склада
- Организация ремонтного хозяйства и управление им
- Нормативы времени на ремонтные работы
- Объем ремонтных робот по предприятию на 2003 г.
- Организация инструментального хозяйства и управление им
- Принятие управленческого решения
- Экономическое обоснование управленческого решения
- Правила применения системного подхода при принятии управленческого решения
- Разработка бизнес-плана
- Литература